Аист на крыше, мир на земле!..

Весной этого года наш район посетила волонтёр Елена  Андреева. Ею была организована экспедиция по поиску и подсчёту гнёзд белого аиста. Мы попросили её рассказать подробнее об этом проекте.

  – Елена, расскажите немножко о себе.  Вы занимаетесь поиском и учётом гнёзд аистов. Это Ваша профессия?

 – Я не орнитолог, скорее здесь то, что теперь принято называть модным словом «волонтёр». В 2010-м году, когда Москву окутывал смог от пожаров и уже хотелось просто выстирать легкие, мы с мужем сели в машину и поехали на запад. Чистый воздух появился только в Гагаринском районе Смоленской области, где, к своему удивлению, я увидела гнезда аистов. До этого аисты ассоциировались у меня только с далеким Калининградом. После небольшого поиска в интернете я узнала, что есть люди, в свободное время занимающиеся поиском гнезд и учетом птенцов. Я к ним присоединилась. А когда команда для учета птиц в Подмосковье стала достаточно большой, решила вернуться в Гагаринский, где с 2014-го года провожу регулярные учеты. За эти годы удалось объехать и другие районы Смоленской области, которые можно осматривать в ходе однодневной поездки из Москвы. Вероятно, именно по этой причине меня, москвичку, попросили стать координатором международного учета по Смоленской области.А по роду деятельности я преподаватель вуза.

 – Можно подробнее  узнать о  самой кампании  учёта птиц?

 – 2024-й год – год 8-го Международного учета белого аиста. Участвуют все страны, где гнездится эта прекрасная птица – от Франции и Португалии до Узбекистана. Россия участвовала и раньше, но в силу того, что ареал обитания аистов огромен, а людей, готовых заниматься учетом, очень мало, мы никогда не предоставляли хоть сколько-нибудь полных данных.

Теперь, когда все мы объединены интернетом, хочется привлечь как можно больше людей к участию в кампании.

Поскольку данных о южных районах Смоленской области у нас было до обидного мало, я решила предпринять в длинные майские выходные поездку в Рославльский, Ершичский и Шумячский районы, а потом поняла, что остается один день на хотя бы часть Хиславичского.

Конечно, невозможно заехать в каждую деревню и отыскать все гнезда, ведь некоторые расположены в таких укромных уголках, про которые знают даже не все местные. Да и не всегда удается поговорить с местными жителями: в теплый день они заняты на огородах, в дождливый выходят только по крайней надобности. В ходе поездок удается найти значительную часть гнезд, но всегда нужны подсказки местных жителей, чтобы учет был полным. В Рославльской и Ершичской группах вконтакте мне в этом смысле очень помогли участники групп, за что я им искренне благодарна.

Во время учета собираются данные о гнездах, их статусе (жилое или нет), а в июле – о количестве птенцов. К сожалению, ясно, что в 2024-м количество птенцов мы не посчитаем, но хотя бы получить более-менее полное представление о количестве гнездящихся пар.

 – Елена, зачем это нужно?

 –  Живущая в деревне семья аистов – показатель здоровой среды. Аистам нужны и обрабатываемые поля, и дикие луга, и небольшие, но непременно чистые и здоровые водоемы. Если мы знаем, как изменяется количество гнездящихся пар, мы можем делать заключения о состоянии окружающей среды. Из Европы приходят сообщения, что количество пар резко сокращается в последние годы. Но пока не ясны причины, как непонятно и что именно происходит: становится ли меньше птиц или они перемещаются на восток, к нам. Есть достоверные данные о том, что аисты начинают селиться все дальше на восток, в областях, где раньше их никогда не видели. Но что происходит при этом в тех областях, где они жили и прежде, как, например, в Смоленской, мы не знаем. Стало больше птиц? Меньше? Данных нет.

Есть и еще одна причина. Аисты, как и все живое на земле, нуждаются в защите. К сожалению, они часто попадают в беду на дорогах, на линиях электропередач, бывает, что по ним стреляют безответственные люди. Новой и неожиданной для нас бедой оказались «стареющие» водонапорные башни, которые вообще-то так много сделали для аистов. Крышки баков с годами ржавеют и проваливаются, делая башню смертельной ловушкой для птиц.

Словом, птицам нужна наша помощь. И в первую очередь это касается проблемы гнезд на опорах ЛЭП. Это опасно и для птиц, особенно птенцов, это вызывает справедливое недовольство электриков, да и люди часто оказываются без электричества «по вине» аистов. С этим что-то надо делать. Общественность, неравнодушные люди должны ставить вопрос о том, чтобы в деревнях при запланированном обновлении линий электропередач устанавливались опоры нового образца, оснащенные птицезащитными устройствами и, в частности, специальными корзинами для гнезд. Такое предусмотрено новым ГОСТом, но, увы, не всегда выполняется.

 – Расскажите о поездке в Шумячский район. Как это было?

 – К каждой поездке непременно готовишься, изучаешь карты и спутниковые снимки, по старой подмосковной привычке отмечаешь водонапорные башни, чтобы потом понять, что на юге Смоленской, как и во многих других областях, где аисты живут давно, наиболее часто встречающаяся опора для гнезда не водонапорная башня, а столб ЛЭП.

Но помимо обнаружения гнезд и встреч с аистами, эти поездки дают очень много мне самой. Это, конечно, потрясающая южно-смоленская природа, эти бескрайние поля, бесконечные небольшие водоемы, почти на каждом из которых лебеди. Конечно, это случайные встречи с людьми. Мне очень нравится, что почти всегда, когда я спрашиваю об аистах, люди начинают улыбаться. Мы ведь не так часто улыбаемся незнакомым людям! Так было и в Шумячском районе. Мои собеседники в селе Студенец рассказали мне о «своем» гнезде, а потом они рассказали мне о регулярных встречах с черным аистом (Красная книга РФ, редчайшая птица), об озерах, где лебеди регулярно выводят потомство. Мои собеседники в Петровичах бросили свои дела и повели меня к, увы, закрытой школе посмотреть граффити в честь Айзека Азимова, объяснили, как найти памятный камень и еще одно озеро с лебедями. Мои собеседники в Зимонино дали мне такие точные инструкции, как найти гнезда в большой деревне, что я без проблем отыскала все шесть гнезд.

Конечно, это и приобщение к истории и культуре, пусть и не очень глубокое, но от того не менее ценное. Церковь в селе Студенец удивила необычной архитектурой, интернет потом помог узнать, что это бывший костел, превращенный крестьянами в православную церковь. Я уже упоминала неожиданную «встречу» с одним из самых, на мой взгляд, умных писателей 20-го века в Петровичах. Или удивительная деревянная церковь в селе Новое Заселье, в скромных очертаниях которой угадывается мой любимый архитектурный стиль модерн.  Если вдруг читают наше интервью  мои собеседники из Студенца, Надейковичей, Зимонино, Петровичей, еще раз – огромное спасибо и за информацию о гнездах, и за интересные рассказы!

В ходе поездки по Шумячскому району я нашла 34 гнезда. Из них:

на столбе ЛЭП – 25

на водонапорной башне – 3

на специально сооруженном помосте – 3

на дереве – 3

Неплохой результат, но это совершенно определенно не все гнезда. Например, в Первомайский мне не удалось заехать из-за ремонта моста. И вот тут мне очень хотелось бы рассчитывать на помощь участников  вашей  официальной группы  в интернете и читателей газеты.

  –  Елена, спасибо большое за интересную беседу, удачи Вам в таком благородном деле!

    Беседовала Ольга Дёмичева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *