Военврач третьего ранга закончил войну в Германии

Какая это великая сила – интернет. Благодаря ему и сайту нашей районной газеты «За урожай», группам в социальных сетях – наша землячка Галина Ивановна Сбитнева, в девичестве Архипенкова, узнала о том, что в газете «За урожай» публикуются статьи о ветеранах,  участниках Великой Отечественной войны, вдовах погибших, детях войны. Сотрудники редакции проделали колоссальную работу по сбору материалов о ныне живущих, о погибших и умерших героях войны, чтобы рассказать об этих людях нынешним и будущим поколениям шумячцев.

 Галина Ивановна написала о своем отце Архипенкове Иване Васильевиче, о его судьбе, об участии в Великой Отечественной войне, о работе в мирное время.

 Старшее поколение шумячцев помнит врача-терапевта Шумячской районной больницы Ивана Васильевича Архипенкова, как и его коллегу Ольгу Исаевну Дружинину. Эти две фамилии до сих пор на слуху. Это были два врача, которые, как это не звучит банально, стояли на страже здоровья населения Шумячского района. Это были профессионалы, врачи от Бога. А еще хочется вспомнить в связи с этим врача-хирурга Любовь Тихоновну Степанькову, женщину доброй души, специалиста высокого класса.

 Это я к тому, что вместе с Иваном Васильевичем Архипенковым работали такие замечательные люди, его коллеги. Вспоминая их, хочется отдать им дань глубочайшего уважения и признательности. Не могу не вспомнить и жену Ивана Васильевича Ольгу Григорьевну Карпенкову, учительницу русского языка и литературы Шумячской средней школы. В пятых-седьмых классах Ольга Григорьевна вела в нашем классе эти предметы. Я запомнила ее спокойной, не повышавший голоса на учеников. Возможно, что благодаря и ей тоже я выбрала профессию учителя русского языка и литературы. Так сложилась судьба, что работать по специальности мне довелось совсем немного, но знания, полученные в педагогическом институте, мне пригодились в журналистике.

 Галина Ивановна Сбитнева любезно согласилась подробнее написать о себе и своей семье, выслать фотографии, за что большое ей спасибо. Сегодня мы публикуем материал об Иване Васильевиче Архипенкове, присланный его дочерью из г.Кемерово.

Людмила Бондарева.

Семья, учеба, война

   Мой отец, Архипенков Иван Васильевич, родился  в 1913 году в д. Боярщина Понизовской волости, Демидовского  уезда, Смоленской губернии (в настоящее время – Руднянский район Смоленской обл.) в многодетной крестьянской семье. Семья была непьющая и очень работящая, поэтому не бедствовала. Его отец, Василий Архипович, умел многое: валять валенки,  шить сапоги, делать кирпич,   выкладывать печи, выполнять столярные работы.  Родители между собой жили хорошо, при детях никогда не ссорились. Такой образ жизни был привит и их детям. Главным достоинством его отца  было уважение к образованию. Не случайно все 4 сына получили образование. Гриша закончил сельскохозяйственный техникум, Яков и Петя – педагогический техникум, Петя  перед войной ещё учился в Ленинграде в школе младших политруков, Иван Васильевич  закончил медицинский институт. До этого была Боярщинская школа 1-ой ступени,  специальная школа мастеров по сплаву леса  в г. Велиже, которую Иван Васильевич закончил 1931 году. В 1934 году поступил на рабфак при Смоленском государственном медицинском институте. После окончания рабфака стал студентом лечебного отделения этого института. Учился хорошо, получал стипендию, был комсомольским вожаком. В  июне 1939  году получил диплом врача – терапевта и был направлен на работу в Калужскую (ныне Тверскую) область. В сентябре 1939 года отца призвали  на действительную службу в ряды РККА, назначив на должность врача батальона.  Папа принимал участие в военных действиях  во время войны с Финляндией в период с ноября 1939 по март 1940 года. После окончания войны дивизия была переброшена к границе с Бессарабией, штаб находился в Одессе, а госпиталь, где работал Иван Васильевич –  в селе Беляевка. Всё было хорошо. В январе 1941 года папа получил отпуск, встретился с родителями, братьями, а главное – с невестой Карпенковой Ольгой Григорьевной. Они познакомились в Смоленске. Оля  закончила рабфак при Смоленском педагогическом институте и училась там же. После окончания института работала в п. Семлёво в школе. В июне было получено разрешение начальника штаба полка на временное нахождение Оли на территории 756 полка, в котором служил  Иван Васильевич.  Судьба распорядилась иначе. 22 июня в 12 часов по радио выступил Молотов, и все узнали, что началась война.

Плен, побег, еще раз побег…

 Великую Отечественную войну папа встретил  в составе 756 стрелкового полка 150 стрелковой дивизии. 17 сентября 1941 года он был назначен на должность начальника санитарной службы. Воевал на  территории Украины, Молдавии, Румынии, Польши. При переправе через р. Днепр был ранен.   В окружении под г. Харьковом попал в плен.  Немцы привезли их в лагерь, там он встретил своих однополчан. Переодевшись в гражданскую одежду, ему удалось вместе   со старшиной бежать. Решили пробираться в свою часть. Опять попали в плен  и опять удалось вырваться. Его знакомый старшина решил идти домой, а Иван Васильевич решил пробираться в белорусские леса к партизанам. Шёл ночью вдоль дороги. Увидел сарай, решил дождаться темноты, там его и нашли  немцы, привели  в деревню, бросили в подвал. Там уже были пленные,  которые сказали, что утром их расстреляют. Утром их вызвали на допрос, а потом построили и пригнали в лагерь в г. Кременчуге. Опять пытался вместе с несколькими военнопленными бежать, ночью они подлезли под проволоку, но немцы заметили, открыли огонь. Один из бежавших был убит, отцу удалось незаметно проскользнуть в барак. Потом их перевезли в лагерь Хаммерштейн на территории Германии. В бараке  содержалось 100 военнопленных, было много туберкулезных больных. Некоторых из пленных (6-9человек) немцы уводили куда-то, делали им уколы, а над местом, где те лежали, вешали температурный график,  снизу вверх была начерчена линия желтым, чёрным или красным цветом, а сбоку температурного листа было написано Cu,Fe или ещё что-то. У  этих пленных поднималась температура,  и они умирали. Иван Васильевич нашёл бумагу и карандаш, все эти листы копировал и прятал. После освобождения отдал эти листы капитану госбезопасности и рассказал, как это делалось. Капитан всё записал и сказал, что его могут вызвать как свидетеля. В концлагере Иван Васильевич пробыл до 27 февраля 1945 года. В январе 1945 года стало понятно, что Красная Армия наступает.  Прошёл слух, что лагерь будет переведён в другое место.

Освобождение

В  строжайшей тайне  вокруг отца образовалась небольшая группа военнопленных, которые решили остаться и ждать прихода своих.  В неё, кроме папы,  входили  ветврач из Витебска В. А.Гринько, Пётр  Дубовский, Цибулько и ещё два фельдшера.  Дубовский  работал в прачечной и сказал, что там есть пустые помещения. Ночью в одном из  пустых помещений прачечной углубили подполье, исхитрились принести воды и залезли под пол. 29 февраля военнопленных, которые могли ходить, увели куда-то,  некоторых больных расстреляли, некоторых  просто бросили умирать. Под полом просидели 7 дней. Наконец, – по словам Ивана Васильевича, – наступил самый счастливый день- 27 февраля 1945 года.  Наша армия  заняла Хаммерштейн. В бывшем немецком госпитале оборудовали  советский военный госпиталь, всех туберкулёзных больных поместили в одно отделение, отца назначили начальником этого отделения. Сразу написал письмо домой родителям и своей невесте. Через некоторое время пришел ответ  из дома. Деревня сожжена, все живут в землянках, ранен в ногу и не  может ходить  7-летний племянник Сергей – сын сестры (после демобилизации Иван Васильевич занимался его лечением, ногу сохранили), родители живы, ждут с фронта старшего брата Якова,  а  Гриша и Петя погибли.  Потом пришло письмо от Оли, жива, помнит, ждёт. Отец закончил войну в Германии в составе 12 Западной стрелковой дивизии. Ему было присвоено звание капитана, а затем (уже на гражданке) майора медицинской службы. Уволен в запас 3 сентября 1945 года по состоянию здоровья в звании военврач 3  ранга.  В этот же день уехал домой, по пути заехал в г. Починок, где вместе с сестрой жила Оля. 26 декабря 1946г. они поженились, в июле 1947г. родилась я.

Мирная жизнь. Работа, работа.

 После демобилизации папа работал гл. врачом Понизовской районной больницы (ныне Руднянский р-н, Смоленской обл.).  С 1953  по 1993 год работал  в Шумячской центральной больнице Смоленской обл. на должностях  – заместителем  гл. врача, главным врачом, заведующим  терапевтическим отделением. Когда работал главным врачом, строил больницу, инициировал и строительство жилого дома для врачей.   В 1978 году умерла мама, Ольга Григорьевна. С 2006 г. папа жил в  моей семье в г. Кемерово.  Имеет правительственные награды – орден Отечественной войны 2-ой степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», медаль им. маршала  Советского Союза  Георгия Жукова и др. Во время мирной жизни награждался медалями «За доблестный труд, «Ветеран труда». Ушёл из жизни 3 декабря 2012 года.

Сбитнева Галина Ивановна. 2020г. Кемерово.

Послесловие.  Добрую память оставил о себе Иван Васильевич Архипенков До сих пор функционирует больница, строительство которой началось при нем. В городе Кемерово живут  его родные – дочь Галина Ивановна Сбитнева – кандидат педагогических наук, доцент, преподаёт в Кемеровском государственном институте культуры, автор более 100 научных работ. Внучка Ольга Владимировна работает  экономистом, правнук Миша  учится в 7-ом классе, успешно занимается шахматами. Как зеницу ока берегут они бесценные реликвии своей семьи – дневники Ивана Васильевича, в которых описана вся его жизнь. Когда-нибудь их прочтёт правнук Миша и будет гордиться своим прадедом. А ещё осталась память и гордость за всех, кто отстоял нашу Великую Родину и подарил нам жизнь. Низкий им поклон и вечная память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *