Я вернусь…нусь…нусь…

Свадьба была нешумной и немноголюдной. В деревнях было принято наоборот – гулять с размахом. Однако, молодые хотели просто посидеть в кругу самых родных и дорогих их сердцу людей, наслаждаясь общением друг с другом. Катя была сиротой, а Сергея растила одна мать. Отец однажды ушел в лес, на промысел и не вернулся. Долго искали, но …

  Катина тетя с мужем и детьми, в чьей семье жила девушка, приготовили свадебное угощение, более чем скромное по тем предвоенным годам. Из тюлевых занавесок сшили Катюше платье. Да такое красивое получилось, с оборками. Деревенская портниха-самоучка тетя Клава постаралась на славу. Соседи любили Катю, девушку скромную, улыбчивую, добрую и были рады за нее, за то, что выходит замуж за хорошего парня. Желали ей долгого семейного счастья, детишек побольше.

  В ту первую брачную ночь Кате приснился сон, какой-то странный и страшный: Сергей бежит по проселочной дороге, Катя пытается догнать его, что-то кричит ему вслед, а он, обернувшись, машет рукой, тоже что-то кричит, до Кати  доносятся лишь только отголоски  нусь…, нусь… Сергея уже не видать. Она, выбившись из сил, падает на дорогу. Кто-то поднимает ее, и она видит перед собой лицо пожилого мужчины, до боли знакомое. Это же Сергей, ее Сергей, но почему он такой старый? «Я вернулся», – прошептал он одними губами.

 И тут Катя проснулась. Сергей лежал рядом, и лицо его было молодое, такое красивое, такое родное. Целый день Катерина ходила как в воду опущенная. «Что с тобой, доченька, – спрашивала свекровь, – уж не Сергей ли тебя обидел?» «Все хорошо, мама, – отвечала девушка, – Сережа хороший, он никого никогда не обидит. Просто мне сон плохой приснился». «Не думай о плохом, дочушка, это всего лишь сон», – успокоила ее свекровь.

   И правда, сон вскоре забылся. Жизнь шла своим чередом. Сергея от колхоза направили на курсы трактористов в район, а Катю назначили старшей дояркой на ферме. Сергей уехал на неделю, обещал в воскресенье вернуться и вместе съездить в гости в соседнюю деревню к другу, у которого родился первенец. А в воскресенье, 22 июня 1941 года, началась война.

  Сергей уходил на войну, как говорится в первом эшелоне. Провожали без истерик и слез. Мать, прильнув к сыновней груди, прошептала: «Возвращайся, сынок». Трижды перекрестив, отошла в сторону. Катя поцеловала мужа, он нежно ее обнял и, оторвав от земли, закружил как раньше, когда они еще подростками, взявшись за руки, бегали на речку. Катя тихонько прошептала ему на ухо: «Отпусти, голова закружилась, нельзя мне, у нас будет маленький, прости, что не сказала раньше». От такой новости Сергей потерял дар речи и только все повторял и повторял: «Я вернусь, я вернусь, я обязательно вернусь. Если – сын, назови Сергеем, если – дочь – Катенькой. Обещаешь?» «Обещаю», – прошептала  Катя.

 Давно закончилась война, а Сергей так и не вернулся. Похоронку не получили, в военкомате сказали, что пропал без вести. Свекровь была еще жива, и они вместе ждали и верили, что обязательно вернется. Сережа пошел в первый класс и все чаще и чаще  стал расспрашивать об отце. Украдкой  доставал его фотографию, где тот был снят на фоне трактора, гладил ее и целовал. Сергей вырос, выучился на юриста, женился, у него родилась дочь, в честь бабушки назвали Катенькой. Свекровь умерла. Увидеть правнучку не довелось. Катерина Максимовна, так теперь называли ее односельчане, по-прежнему  работала на ферме. Ждать мужа не переставала, она помнила тот сон в их первую брачную ночь и верила, верила, что Сергей вернется.

Как страстно мечтал об этом и Сергей, когда метался в горячке после тяжелейшего ранения. Он то терял сознание, то возвращался из небытия.  И в минуты прозрения видел Катерину, свою жену с маленьким сыном на руках.  Но в реальности все было по-другому. Над его постелью склонялась чужая женщина, она выхаживала его день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Она подобрала его в лесу, он лежал полуживой возле небольшого болотца. Кое-как приволокла домой.

 И начались для нее дни, полные забот и тревог. Наши войска освободив  деревеньку, ушли дальше, похоронив погибших своих боевых товарищей. Этому повезло, он уцелел, хотя на живого мало был похож.

    Сергей  выздоровел, благодаря самоотверженности этой чужой  женщины и ее сына. Он встал на ноги, постепенно стало возвращаться зрение. Однажды он увидел сон: он идет по проселочной дороге в свою деревню, идет тяжело, прихрамывая, навстречу ему бежит женщина и вдруг она падает. Он подходит ближе, пытается поднять. Ее лицо показалось ему знакомым, только – морщинки да седая прядь волос. Так это ж моя Катя, моя любимая жена, только состарилась. «Я вернулся, я вернулся», – что есть мочи закричал он. От своего крика проснулся.

    Как часто в своих мечтах Сергей грезил этой встречей, но вернуться он не мог потому, что долгие годы ухаживал за женщиной, которой был обязан своим вторым рождением. Ее парализовало, а единственный сын отказался от нее.

 Долг человека, долг мужчины не позволил Сергею поступить подло с женщиной, которая ради него пожертвовали личным и семейным счастьем. Она умирала у него на руках. Собрав все силы, еле прошептала: «Прости», «Это ты прости меня», – промолвил Сергей.

   Катя, как всегда, проснулась рано. Подоила корову, управилась по хозяйству, приготовила обед. Ей сегодня захотелось приготовить что-то особенное. Подумав, решила испечь дрожжевых блинов, поставила тесто подходить. «Сережа очень любил такие блины со сметаной», – мелькнула мысль. Сердце подсказывало, что будут гости. Блинов напекла целую гору. Пора было идти на работу. «Что ж так сердце колотится, не унять. Не случилось ли чего с сыном?».

  Вышла за калитку. Нахоженной тропкой зашагала к ферме. Вдруг  кто-то как будто толкнул ее в спину. Она резко развернулась и почти побежала в другую сторону, к проселочной дороге. Сердце так колотилось, что готово было выскочить из груди. Навстречу ей, прихрамывая, шел мужчина. Споткнувшись о лежащий на дороге камень, упала. На какое-то мгновение потеряла сознание. Очнувшись, увидела перед собой лицо мужчины, до боли знакомое. «Это же мой Сережа, мой муж,» – мелькнуло  в голове. «Это же моя Катя, моя любимая жена».

  Они долго стояли молча, обняв друг друга. «Я вернулся», – промолвил седой мужчина. «Я ждала тебя», – услышал в ответ.

Людмила Бондарева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *