Муниципальная система образования. Новая реальность

Накануне профессионального праздника учителей, мы встретились с начальником Отдела по Образованию Администрации МО «Шумячский район» Ириной Григорьевной Кулешовой, она дала интервью для нашей газеты.

– Ирина Григорьевна, вспоминая ушедший учебный год, что можете о нём сказать?

– Это был непростой учебный год. Шумячский район, как и вся страна, столкнулся с новыми вызовами, новыми подходами и новыми формами образования. Ценой значительных усилий в условиях повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите от новой коронавирусной инфекции было обеспечено устойчивое функционирование учреждений. Отдел по образованию выражает благодарность всем работникам системы образования района за оперативную адаптацию к новым образовательным условиям, организованное окончание учебного года и предоставленную выпускникам возможность успешного завершения обучения.

Но, не смотря на трудности, нами поступательно решались приоритетные задачи повышения качества и развития муниципальной системы образования в соответствии с основными направлениями реализации Национального проекта.

Напомню, что в 2019/2020 учебном году национальный проект «Образование» реализовывался на территории Шумячского района в рамках 5 региональных проектов. И они очень четко обозначили круг тех приоритетов, которые должны быть внедрены в практику работы всех образовательных учреждений.

– Что это за проекты?

– Проект «Современная школа». Он подразумевает обновление материально-технической базы, образовательных программ, внедрение новых методов обучения и воспитания. В рамках данного направления осуществляется работа над обеспечением качества образования, ориентированного на достижение новых образовательных результатов и обеспечение индивидуального прогресса школьников.

В проекте «Современная школа» предусмотрено создание в школах центров цифрового и гуманитарного развития образования «Точка роста», позволяющих внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по таким предметным областям как «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», при реализации внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ. Также на базе центров будут развиваться творческая и проектная деятельность, шахматное образование.

На проведение ремонтных работ и оформление помещений в едином фирменном стиле в Шумячской средней школе на базе которой с 1 сентября открылся центр «Точка роста», было выделено 977 тысяч рублей из бюджета муниципального района. Утверждено штатное расписание сотрудников. 7 педагогов приняли участие в дистанционной образовательной сессии Центров «Точка роста».

Центр «Точка роста» оснащен мощными компьютерами, видеокамерами, 3D-принтерами, квадрокоптером и другим высокотехнологичным оборудованием.

Инфраструктура центров будет использоваться в рамках сетевого взаимодействия как пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности учащихся всех школ района.

В следующем 2021 году перед нами стоят не менее сложные задачи, нам предстоит отремонтировать и оформить не два, как было запланировано ранее, а три Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Это накладывает определенные обязательства, дополнительную нагрузку на районный бюджет, но благодаря организации эффективного взаимодействия с Администрацией района появляется уверенность в том, что у нас все получится.

Проект «Цифровая Образовательная Среда». Основная задача, обозначенная в рамках проекта – это создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В рамках проекта три школы нашего района (Надейковичская, Руссковская, Краснооктябрьская) подключены к высокоскоростному интернету как социально значимые объекты. В 2021 году запланированы поставки компьютерного оборудования.

Проект «Успех каждого ребенка». Задача проекта – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и

профессиональную ориентацию всех обучающихся. В рамках данного проекта организована работа по заполнению нового сегмента регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей. Создан муниципальный опорный центр дополнительного образования детей на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества».

Поиск одаренных детей осуществляется по результатам учебной, исследовательской деятельности, а также по итогам олимпиад, конференций, школьных научных обществ, творческих конкурсов, спортивных соревнований. 210 обучающихся района стали участниками муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, из них 26 стали победителями и 65 призерами. 14 обучающихся МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина», МБОУ «Руссковская СШ» и МБОУ «Первомайская СШ» вышли на региональный этап ВсОШ, две обучающиеся МБОУ «Шумячской СШ им. В.Ф. Алешина» стали призерами регионального этапа по экологии и географии. Обучающиеся всех образовательных учреждений района являются активными участниками дистанционных предметных олимпиад на современных образовательных платформах «Учи.ру», «Якласс», «Яндекс. Учебник», «Олимпус», «Навыки 21 века», «Инфоурок», показывая хорошие результаты.

В рамках этого же проекта в 2020 году на территории района проведены работы по оборудованию спортивной площадки Шумячской средней школы. Была предоставлена субсидии из федерального и регионального бюджетов на оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения в размере 1 509,225 тысяч рублей, в том числе софинансирование из местного бюджета составило 71,865 тысяч рублей. Для проведения подготовительных работ из бюджета муниципального района выделено 420 тысяч рублей.

На школьном стадионе оборудованы волейбольная и баскетбольная площадки с резиновым покрытием, беговая дорожка, яма для прыжков, установлено спортивное оборудование.

Кроме этого, в рамках реализации регионального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» обустроена площадка ГТО так же на территории МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина». Все это создано для того, чтобы школа стала территорией здорового образа жизни.

Сегодня, говоря о портрете выпускника современной школы, мы понимаем, что его основы закладываются на уровне дошкольного

образования. Поэтому детский сад не может работать только в режиме обособленного функционирования, он должен соответствовать постоянно меняющимся запросам общества. Дошкольное образование района представляют 4 учреждения. Обеспеченность местами в дошкольные образовательные организации 100%. В этом году три дошкольных образовательных учреждения участвуют в реализации мероприятия по созданию архитектурной доступности в рамках подпрограммы «Доступная среда» государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области.

В целях обеспечения условий для инклюзивного образования на создание в детских садах универсальной безбарьерной среды из средств федерального, областного и местного бюджетов предоставлена субсидия по 785 652,31 рублей для детских садов «Солнышко» и «Колокольчик» и 1 039 962,20 рублей для детского сада «Хрусталик»;

Востребованность дошкольного образования мы особенно остро ощутили в условиях новой коронавирусной инфекции в связи с функционированием исключительно дежурных групп. И я хочу сказать спасибо руководителям, под руководством которых дошкольные учреждения успешно функционировали в этом режиме. На сегодняшний день, главная задача – обеспечить функционирование дошкольных образовательных учреждений в полном объеме, соблюдая все санитарно-эпидемиологические нормы.

Проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), а также формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Поставленные цели и задачи решаются за счет развития добровольчества путем расширения возможностей для самореализации граждан, повышения роли добровольчества в общественном развитии, формирования и распространения добровольческих инновационных практик социальной деятельности.

В районе функционирует муниципальное отделение общероссийской организации Всероссийское движение школьников, которое действует по нескольким направлениям: личностное развитие (творчество, здоровый образ жизни), гражданская активность (волонтерство), военно-патриотическое, информационно-медийное. Данное движение объединяет все детские объединения района: волонтеры, юнармия, юные инспектора

движения и др. Важным направлением работы является гражданско-патриотическое воспитание.

В Шумячском районе функционирует муниципальный Волонтерский штаб, созданный на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества». В состав Волонтерского штаба входят 8 волонтерских отрядов общей численностью 173 человека, из них 146 – возрасте до 18 лет. Школьники района присоединились и к поисковому движению России.

Участвуя в различных добрых и полезных делах по оказанию помощи ветеранам труда, инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям, учащиеся Надейковичской школы стали участниками финального этапа Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы». Члены волонтерского штаба приняли участие в масштабном федеральном проекте по оказанию помощи гражданам пожилого возраста «Мы вместе», за период с апреля по июль волонтерами отработано более 900 заявок на оказание однократной продуктовой помощи жителям Шумячского района.

И, наконец, проект «Учитель будущего». Направлен на внедрение национальной системы профессионального роста. Одним из результатов реализации проекта должно стать повышение социального статуса работников образования, что станет дополнительным стимулом для привлечения в отрасль молодых и амбициозных специалистов и повысит качество российского образования в целом. Одним из условий, обеспечивающих решение поставленных задач, является повышение квалификации педагогических кадров. Процент обучения учителей и воспитателей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, составил 80%. 52 педагога подтвердили и повысили свою квалификационную категорию.

Реализация национальных проектов позволило повысить качество условий обучения и воспитания детей всех уровней образования: дошкольного, основного общего, дополнительного образования.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были внесены изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации». Нормативными актами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки был утвержден новый порядок проведения ГИА. В 2020 году государственная итоговая аттестация была организована как промежуточная аттестация. 74 выпускника 9 классов не проходили государственную итоговую аттестацию. 34 выпускника 11 классов получили аттестат без сдачи экзаменов. Но все-таки хочу

отметить, что из 16 выпускников Шумячской средней школы – 5 награждены медалью «За особые успехи в учении».

В районе была организована большая подготовительная работа по подготовке к ЕГЭ. Это подтверждено результатами. Выше 80 баллов, получили 9 выпускников из Краснооктябрьской и Шумячской средних школ. Выпускница Шумячской СШ получила 100 баллов по химии.

Воспитание является неотъемлемой частью учебного процесса. Согласно внесенным изменениям и дополнениям в закон «Об образовании в РФ» с сентября 2020 года основные направления воспитательной работы вносятся в основную общеобразовательную программу школы. Нам предстоит разработать и внедрить в практику рабочие программы воспитания.

Кроме того, в новом учебном году вознаграждение за классное руководство составит 5 тысяч рублей в месяц.

На особом контроле стоят вопросы подготовки школ к обеспечению 100% учащихся начальных классов горячим питанием. 18 февраля 2020 года Госдума приняла закон о бесплатном горячем питании для школьников младших классов, стоимость которого составляет 60 рублей 68 копеек.

– Ирина Григорьевна, какое количество учащихся получало горячее питание в прошедшем учебном году?

– В 2019—2020 учебном году горячим питанием было охвачено 474 школьника (78%). Все учащиеся 1-4 классов получали бесплатное горячее питание (завтрак) за счет средств местного бюджета (из расчета 35 рублей в день на 1 ребенка). Также дополнительную меру социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием (завтрак и обед) получали 5 учащихся с инвалидностью (из расчета 70 рублей на 1 ребенка).

Бесплатные горячие завтраки получали 88 детей из малоимущих семей. Средства на оплату питания льготных категорий школьников выделялись из бюджета Смоленской области (35 рублей в день на 1 ребенка). Стоимость питания за родительскую плату составляла также 35 рублей.

– За время дистанционного обучения дети обеспечивались продуктовыми наборами?

– В период дистанционного обучения (апрель-май 2020 года) дети из малообеспеченных семей, дети с ОВЗ и инвалидностью, а также учащиеся 1-4 классов были обеспечены продуктовыми наборами. Количество таких

детей составило 314 человек, это 100% охват детей льготной категории. Стоимость продуктового набора на 1 учащегося составила 665 рублей, стоимость продуктового набора для учащегося с ОВЗ инвалидностью – 1330 рублей. Таким образом, каждый школьник льготной категории получил по 2 продуктовых набора (по одному за апрель и за май соответственно).

Обеспечение продуктовыми наборами, своевременная их выдача, а иногда и доставка в семьи – это дополнительная нагрузка, как и многие другие обязанности, также на «отлично» была выполнена работниками школ.

– Ирина Григорьевна, давайте остановимся на профессиональных достижениях наших педагогов.

– В рамках повышения профессионализма и педагогического мастерства, повышения престижа профессии, учитель МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина» Василенкова Ольга Владимировна предоставила конкурсные материалы на соискание премии Губернатора Смоленской области имени В.Ф. Алёшина. В муниципальном этапе конкурсов профессионального мастерства «Информационно – коммуникационные технологии в системе образования», «Конкурса методических разработок педагогических работников, реализующих ФГОС», «Конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми дошкольного, школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» приняли участие 27 педагогов из 11 образовательных учреждений района, 11 из них стали победителями, 8 –призерами. 3 педагога участвовали в региональном этапе этого конкурса.

Троенько Валентина Владимировна (Шумячский ДДТ), победитель регионального этапа Всероссийского конкурса туристско – краеведческих походов и экспедиций обучающихся «Лучшее туристское путешествие».

Митькина Елена Егоровна (Надейковичская СШ) призёр областной заочной акции «Хранители аистиных гнёзд»

Ерофеева Галина Витальевна призёр регионального конкурса методических разработок «Вектор педагогического опыта – 2019»

Победители межмуниципального тура «Налоги – паруса государства» в специальной номинации для учителей стали Агафонова Светлана Фёдоровна, Степанова Надежда Фёдоровна (Шумячская СШ)

Троенько Валентина Владимировна (Шумячский ДДТ), 2 место, Афонина Елена Леонидовна (Криволесская ОШ) 3 место в областном заочном конкурсе методических материалов «Помним. Гордимся. Благодарим».

МБОУ «Первомайская СШ» участвовала в программе «Земский учитель». В результате конкурсного отбора педагогический коллектив школы пополнился учителем химии и биологии.

МБДОУ «Детский сад «Хрусталик» стал победителем Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2019-2020», получив грамоту и подарочный сертификат образовательного продукта «Программный комплект дистанционных технологий для детских садов».

В областной заочный конкурс «Мой школьный двор» Шумячская СШ заняла 2 место, Надейковичская СШ 3 место.

– Как велась подготовка к началу этого учебного года? Были ли внесены какие – то коррективы в режим работы образовательных учреждений?

– Чтобы он состоялся, все образовательные учреждения прошли процедуру приемки межведомственной комиссией. На подготовку школ, детских садов и учреждений дополнительного образования из муниципального бюджета было израсходовано 3 817 815 рублей, в том числе на ремонты кабинетов для учащихся 1 и 2-х классов, на обеспечение пожарной безопасности в Надейковичской и Руссковской средних школах, на устройство пандусов в Руссковской и Краснооктябрьской средних школах, на замену котла в котельной Краснооктябрьской школы, на замену оконных блоков в детском саду Хрусталик. На обеспечение санитарных требований в условиях повышенной готовности и защиты населения от новой коронавирусной инфекции – 450 тысяч рублей.

Система образования вернулась в штатный режим функционирования, но в условиях непростой эпидемиологической ситуации, нам пришлось пересмотреть режим работы, в том числе расписание учебных занятий, обеспечить проведение ежедневных «утренних фильтров» с обязательной термометрией, организовать предметное обучение и пребывание в строго закрепленном за каждым классом помещении, определить порядок питания детей в учреждении с соблюдением дистанции, исключить проведение массовых мероприятий и выполнять в полном объеме все санитарные требования и нормы.

Задачи перед муниципальной системой образования поставлены серьезные, но при поддержке органов законодательной и исполнительной власти всех уровней мы обязательно справимся с ними. Важно помнить, что реализация каждого нового проекта, каждой инновации нацелена на успех и безопасность наших детей. За этим результатом – каждодневная

самоотверженная профессиональная работа воспитателей детских садов, учителей школ, педагогов дополнительного образования, руководителей учреждений и работников сферы в целом, на плечи которых ложится большая ответственность за условия обучения, за качество образования, за настроение людей.

– Ирина Григорьевна, в преддверии профессионального праздника, что Вы пожелаете коллегам?

– Сегодня мы создаем мир, в котором будем жить завтра. Я уверена, что в нашем районе сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал, потому что именно педагоги являются носителями высокой образованности, интеллигентности и настоящей культуры. Уважаемые педагоги, работники образовательных учреждений, ветераны педагогического труда! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником – Международным Днем учителя!

В детстве каждого человека было место настоящему Учителю, бесконечно преданному своему нелегкому делу. Именно он, Учитель с большой буквы, влияет на выбор профессии и жизненного пути Хороший учитель – одновременно консерватор и новатор. Не зря ведь говорят, что лишь тот человек, кто «постигает новое, лелея старое», может быть учителем. Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность традициям российской педагогики и ваше стремление идти в ногу со временем, внедряя в процесс обучения инновационные разработки.

Благодарю вас, уважаемые коллеги, за высокий профессионализм, бесконечную мудрость, огромное терпение, величайшую преданность профессии и детям. Желаю вам реализации всех ваших планов и идей, талантливых и благодарных учеников, отзывчивых и понимающих родителей, крепкого здоровья, счастья и благополучия!

Беседовала Ольга Дёмичева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *