Вот он перед нами, храм священный, древний…

Полуразрушенные здания храмов – печальное зрелище… Печальны любые заброшенные творения рук человеческих, а храмы – особенно. Но почему же они так притягивают к себе, зовут, почему эта тема не перестает волновать меня?..

в Шумячском районе есть небольшая деревня Дубовица. Когда-то это было село, и, думаю, не маленькое, потому что в нем построили большой, каменный храм. Недавно мы съездили в Дубовицу, чтобы увидеть этот храм своими глазами. Единственное, что мы о нем знали,- что храм был освещен в честь Архангела Михаила. К сожалению, в книге иеромонаха Рафаила( Ивочкина) « Рославльская земля: православные храмы» о храме в Дубовице нет ни одной строчки. Ничего нет и в интернете. Неизвестен даже год постройки: « между 1870-м и 1900-мгодами». 30 лет временной разброс довольно большой…

Почти ничем нам не смогли помочь и в Шумячском художественно- краеведческом музее, куда мы зашли на обратном пути. В одном из томов альманаха «Перекресток» была опубликована маленькая заметка старой жительницы деревни Дубовица о том, как красив был когда-то храм. Из этой заметки мы узнали, что он был пятиглавым; а в небольшом домике рядом с храмом жил звонарь. Кем, когда, на чьи средства был построен Михайловский храм в Дубовице, мы так и не выяснили.

…Этот храм и сейчас прекрасен, хотя он давно без куполов, и колокольня не сохранилась до нашего времени. Зато почти полностью сохранился декор на фасаде – в стиле, который принято называть «псевдорусским». Снаружи и изнутри храм был оштукатурен и побелен.

Бесстолпный пятиглавый храм- пример архитектуры псевдорусского стиля. В плане храм образует крест. Основной объем композиции составляет четверик, к нему примыкает полукруглая алтарная апсида. Пол, видимо, был плиточный, но от плит не осталось и следа.

Стены храма на мощные, выложены « в шесть кирпичей», как в Казанском храме в деревня Максимково. Свод сохранился довольно хорошо. Под него входишь с трепетом и невольно думаешь о том, сколько людей здесь молилось за всю его историю, скольких тут крестили, отпевали… Какие иконы почитались в храме- узнать не представляется возможным. Например, известно, что храмовой иконой Епишевского храма был образ святителя Николая древней работы, который почитался как чудотворный; в Асельской церкви ( д. Аселье) почиталась Казанская икона Божьей Матери; чтимым образом в храме Рождества богородицы в г. Рославле ( на Юр-горе) была Иерусалимская икона Божьей Матери и т.д.

Известно из альманаха «Перекресток», что перед началом Великой Отечественной войны иконы были вывезены из Дубовицкого храма на двух подводах…

Территория вокруг храма была обсажена липами. Часть их дожила до наших дней, как и яблони вокруг домика звонаря. Старые деревья тоже внушают трепет: невольно думаешь, что они многое видели на своем веку – и плохое, и хорошее.

Видели расцвет храма слышали звон его колоколов…

Были безмолвными свидетелями его разорения, осквернения святынь.

Неизгладимое впечатление производят на православного человека, старые храмы. Даже будучи полуразрушенными, они возвышаются над окружающей местностью. Удивительная вещь: когда входишь под своды храма, всегда возникает ощущения диалога. Храм словно бы говорит с тобой… Мистика?

Но о том же самом мне рассказывали многие: иногда кажется, что храм радуется приходу людей, а чаще – что он плачет и жалуется. Незавидна участь старых сельских храмов…

Татьяна Матушова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *