Живём настоящим – помним о прошлом

В прошедшем 2020-м году отмечалось 25-летие со дня выхода в свет книги «Порубежье» Алексея Григорьевича Максимчука, автора очерков по истории Шумяского края, краеведа, ветерана Великой Отечественной войны.

Родился Алексей Григорьевич 21 октября 1918 года в украинском селе Городище Трояновского района Житомирской области в крестьянской семье. В 1934 году закончил семилетнюю школу и поступил в Житомирский дорожно–строительный техникум. После его окончания получил направление на работу в Каменец-Подольский областной дорожный отдел. В 1937 году был призван в Красную Армию. С августа 1938 года по февраль 1940 года был курсантом 1-го Киевского Краснознамённого артиллерийского училища. В феврале 1940 года молодого лейтенанта Максимчука, окончившего училище по разряду «отлично», оставляют в училище на должности командира курсового взвода.

Наступил грозный 1941 год. Алексея Григорьевича переводят служить командиром огневого взвода 125 артиллерийского полка 81 мотострелковой роты. 22 июня 1941 года, будучи командиром батареи этого же полка, он вступает в бой с немецко – фашистскими захватчиками, перешедшими границу СССР в районе посёлка Немиров на реке Западный Буг.

– Трудно вспоминать эти дни, – рассказывал Алексей Григорьевич. – «Постоянные бомбёжки, артобстрелы, танки, пехота противника – всё это напоминало сплошной ад. Под натиском превосходящих сил противника нам пришлось отступать. Но отступая, мы вели тяжелые, кровопролитные бои. Уже в первые часы войны фашисты поняли, что русский воин умеет воевать, что он храбр и решителен.

9 июля в одном из боёв он был тяжело ранен и отправлен в госпиталь города Артёмовска. Три месяца врачи боролись за жизнь офицера Максимчука, а когда здоровье было восстановлено, он снова оказался на переднем крае, продолжал сражаться с врагами в составе Брянского фронта в 354 артиллерийском полку

– Тяжело было оставлять наши города и сёла,- вспоминал бывший фронтовик, – Но силы были. И мы вынуждены с боями отступать. Отступая, приобретали опыт, закалку. Но все – от рядового до командира знали, что это временное отступление, что наступит долгожданный час, когда все дороги будут вести к логову фашистского зверя – Берлину.

В суровом 1942 году старший лейтенант Максимчук был принят кандидатом в члены ВКП(б).

В конце июня 1942 года часть, в которой воевал Алексей Григорьевич, попала в окружение. В одном из боёв за город Старый Оскол он вновь был ранен. В тяжелом состоянии вместе с другими бойцами был схвачен фашистами. Пытки, голод не смогли сломить советского офицера. На пятый день, когда эшелон шёл на запад, Алексею Григорьевичу удалось бежать. По пути он присоединился к партизанскому отряду, действовавшему на территории Харьковской и Днепропетровской областей. В партизанском отряде ему пришлось выполнять различные поручения: распространять листовки среди населения (их писал сам, от руки), принимать участие в подрыве мостов, уничтожении полицейских и немецких жандармов, поджоге здания немецкой комендатуры.

В январе 1943 года партизанский отряд соединился с частями Красной Армии. Алексей Григорьевич был направлен командиром батареи в 150-й стрелковый истребительный противотанковый артиллерийский полк. В составе этого полка он принимал участие в боях за город Изюм, в освобождении Донбасса и Днепропетровской области. Надо сказать, что тот год был особенно памятен для фронтовика. Ему присвоили очередное воинское звание капитана, а самое главное – приняли в члены КПСС. В том же году за боевые отличия грудь Алексея Григорьевича украсил боевой орден Красной Звезды. В августе 1943 года он назначается начальником разведки 150 истребительного полка. Летом 1944 года этот полк был переброшен на второй Белорусский фронт. Здесь капитан Максимчук принимает участие в прорыве немецкой обороны на реке Проня, в освобождении Могилёва, Минска. За участие в боях за Могилёв, Быхов и форсировании Днепра Алексею Григорьевичу объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.

Приказом командующего вторым Белорусским фронтом Алексей Григорьевич Максимчук был назначен начальником штаба 150 артполка, ему присвоили очередное воинское звание – майор. В составе Второго, Третьего Белорусских фронтов Алексей Григорьевич принимал участие в боях при прорыве немецкой обороны на реке Нарев, в штурме крепости Кенигсберга, очистке от фашистских войск острова Рюген. На этом острове и застал фронтовика долгожданный День Победы.

Ратные подвиги Алексея Григорьевича отмечены двумя орденами Отечественной войны второй степени, орденом Красной звезды, медалями: «За

взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», шестью благодарностями Верховного Главнокомандующего.

Солдаты сорок первого… Они не думали о подвигах и наградах, их некому было хоронить и некому было писать похоронки. Трудно пришлось, но ничто не могло сломить их. Без еды и медицинской помощи, без снарядов и горючего – они сражались до последнего солдата. Это они ценой своей жизни проложили путь к победе нашей, это они своей стойкостью и мужеством вселяли веру в Победу.

В 1986 году было найдено 112 оставшихся в живых ветеранов 81-й мотострелковой дивизии, а в начале войны в ней было более двенадцати тысяч воинов, и в дальнейшем она не раз получала пополнение. Вот она –цена Победы!

Яворское поле, где сражалась 81-я мотострелковая дивизия в течение первых трёх дней войны, сдерживая натиск прорвавшихся через границу немцев, в районе города Краковца было названо «Полем 81-й мотострелковой дивизии».

Первые послевоенные годы. Солдаты – победители возвращались в родные места. На Смоленщину лежал путь и Алексея Григорьевича. Отсюда родом его супруга Валентина Павловна Максимчук. С тех пор и стал для бывшего солдата-воина наш район родным. Сорок пять лет из семидесяти четырёх он отдал ему.

В 1947 году майор запаса Алексей Григорьевич, переехав в Шумячский район, работает преподавателем военно-физической подготовки, истории, завучем, а затем директором Петровичской школы. Работать в то время приходилось в сложных условиях. В классах было очень холодно, случалось – замерзали чернила. Учителя и ученики вынуждены были заниматься в верхней одежде. Наполняемость классов большая, места для всех не хватало, приходилось заниматься в две смены. Во многом это было связано с тем, что после войны на базе школы был открыт детский дом, в котором воспитывались дети как Шумячского, так и соседних районов. В 1955 году детский дом был переведён, школе возвратили её здания. В трудный послевоенный период школа пополнилась целой плеядой замечательных учителей, которые на долгие десятилетия стали примером доброты, мудрости, терпения, профессионализма и самоотдачи. Всех их односельчане до сих пор вспоминают с теплотой и глубочайшим уважением.

В начале 1954 года партия ставит вопрос о крутом подъеме сельского хозяйства. 25 марта 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Обращение и постановление «О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами», в котором партийным и советским организациям предлагалось подобрать не менее 30-ти тысяч добровольцев для руководящей

работы в колхозах. На призыв партии и правительства откликнулось более 100 тысяч человек. Из них было отобрано свыше 30-ти тысяч наиболее квалифицированных и опытных работников, более 90 процентов которых составили коммунисты. Их стали называть «тридцатитысячниками». Большинство «тридцатитысячников» было избрано председателями колхозов.

В 1959 году в районе нужно было укрепить кадры председателей колхозов, Алексей Григорьевич дал согласие идти работать председателем отстающей сельхозартели «Ленинский путь» Петровичского сельского Совета. К этому времени он заочно окончил Смоленский педагогический институт.

Что мог тогда пообещать колхозникам пришедший председатель? Пока ничего. Низкие урожаи зерновых культур, льносемян, картофеля, ослабление трудовой дисциплины членов сельхозартели привели к тому, что колхозники этой зоны получили на трудодень по 38 копеек и 170 граммов зерна.

Но сам председатель верил в будущее – просто работал. С самого раннего утра его можно было увидеть на каждом участке сельскохозяйственного производства. И колхозникам, видевшим, как он работает, стало стыдно оставаться в стороне, бездельничать. Они начали тянуться за ним, прислушиваться к его словам, следовали его советам. И стали вместе делать общее дело. Значительно возросла продуктивность полей. На животноводческих фермах был улучшен распорядок дня, установлен строгий учёт продукции. Доярками и скотниками назначены лучшие колхозники, которые активно взялись за подъём продуктивности молочного стада. В результате поднялись удои коров, повысилась жирность молока. Артель успешно справлялась с выполнением плана сдачи молока государству, значительное количество молочной продукции было продано в порядке госзакупок. Выдача первого аванса на трудодни ободрила не только животноводов, но и работников других отраслей общественного хозяйства, сыграла большую роль в укреплении дисциплины и повышении производительности труда.

Помимо хозяйственной деятельности Максимчук А.Г. занимался большой общественной работой. Много лет руководил политической учёбой коммунистов, являлся бессменным членом райкома партии, депутатом районного совета и все эти обязанности выполнял честно и добросовестно. Особенно ревностно относился к вопросам воспитания молодёжи. Он часто выступал перед школьниками на военно – патриотические темы.

Алексей Григорьевич незримо присутствовал во всех делах тружеников хозяйства, умно и чётко направлял деятельность каждого, работоспособность и

вездесущность его поражали. Немногословный, с проницательным взглядом, всегда видел то, что от внимания других ускользнуло бы. С каким бы вопросом не обращались к руководителю – вспоминали колхозники, всегда выслушает, посоветует, поможет. Выслушивал, входил в курс дела, а потом старался помочь, вновь и вновь… И так день за днём, год за годом искал справедливости не для себя, для других. Он от школьников до пенсионера всех на «Вы» называл. За щедрость души, человечность и уважали его в коллективе. За самоотверженный труд и успехи в развитии сельскохозяйственного производства, подъем экономики хозяйства, внимательное и чуткое отношение к людям в 1961 году Алексея Григорьевича наградили орденом «Знак Почета».

В 1971 году колхоз «Ленинский путь» объединили с колхозом имени 8 Марта. На базе этих хозяйств создали совхоз «Петровичский». Бессменным его директором до 1979 года был Алексей Григорьевич Максимчук. В период его руководства совхоз стал одним из лучших в районе. Достижения хозяйства по развитию растеневодства и животноводства демонстрировались на ВДНХ СССР. В хозяйстве выросло много замечательных людей, подлинных мастеров своего дела. Среди них механизаторы А. И. Савельев, П. А. Емельянов, М. Л. Минин, телятница О. М. Иванова и другие, чей труд отмечен высокими правительственными наградами. В 1977 году на центральной усадьбе совхоза были построены: двухэтажная школа, Дом культуры, возведены мастерские и другие сельхозобъекты.

Человек большой души, он всегда был близок людям, а его неугасимый задор способен был поставить на ноги даже больного. Но особенно он был понятен и дорог друзьям его поколения, с которыми работал: Григорию Владимировичу Кришталёву, Анатолию Ивановичу Москвину, Николаю Антоновичу Новикову, Андрею Евменовичу Борщевскому. После встречи с ним, становишься моложе, чувствуешь прилив новых сил. Природой дано ему влиять на других, вечно организовывать, зажигать сердца рядом стоящих. В 1979 году Алексей Григорьевич перешел на работу в Шумячское райпо заместителем председателя по кадрам, где и работал до 1986 года.

Многие годы он посвятил изучению истории Шумячского района. Изучение многовековой истории любого региона – сложный и трудоёмкий процесс. Вдвойне сложнее изучать историю края, который на протяжении ряда столетий входил в состав не только различных губерний России, но и в состав сопредельных государств, являлся их порубежьем. Алексею Григорьевичу это удалось. В его поисковой работе были использованы десятки документов из архивов Москвы,

Смоленска, Минска, Могилёва, Гомеля и других городов, а также материалы многих печатных изданий дореволюционного и советского периодов. Собранный и обработанный материал в виде отдельных статей с 1988 по 1990 год печатался в районной газете. Эти публикации и легли в основу книги «Порубежье», которая вышла в 1995 году в Смоленском книжном издании «Смядынь».

Современный читатель, открывая книгу очерков по истории Шумячского края, находит ценный фактический материал, который трудно, а подчас и невозможно найти где-то еще. Книга состоит из 20 глав, тематически раскрывающих историю Шумячского края с древнейших времён до 1917 года.

Каждая из глав, емкая по содержанию и легкодоступная по изложению, сообщает о многих малоизвестных и неизвестных событиях и фактах из многовековой истории родного края.

В книге дана информация об археологических памятниках района и их характеристика, сведения о возникновении посёлка Шумячи, исторические справки о деревнях района, даты их первого упоминания в письменных источниках.

Полно и всесторонне, на большом фактическом материале, охарактеризованы развитие сельского хозяйства, становление промышленности и торговли, даны любопытные сведения об органах местной власти в различное время. В приложениях помещены интересные документы, старинные фотографии.

Книга «Порубежье» поступила во все библиотеки района, материалы её использовались на уроках по истории Смоленщины. Она положила начало выпуску Шумячского альманаха «Перекрёсток» (с 1997 года по 2010 год издано шесть выпусков). В издании книги «Порубежье»» принимали участие: смоленский историк-краевед Анатолий Яковлевич Трофимов, Виталий Алексеевич Казепин, Валентина Сергеевна Никитина, Людмила Григорьевна Потапова, Валентина Владимировна Сёмкина, Павел Арсентьевич Крупенёв, Валентина Павловна Максимчук, Нина Алексеевна Максимчук.

Жизнь и деятельность Алексея Григорьевича – благородный пример преданности Шумячскому краю, подлинной заботы о сохранении его культурного наследия. Нынешнее поколение Шумячцев гордится тем, что , Алексей Григорьевич был деятельный, участливый, глубокий и ранимый…настоящий человек.

Всем хорошо известны слова Николая Александровича Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечный русский народ…». За весь народ говорить не будем. Нет у нас такого права. Но шумячцы

давно низко поклонились замечательным людям: Алексею Григорьевичу и Валентине Павловне за тот большой вклад, который они внесли в сохранение народной памяти, в изучение родного края, в тот уголок земли, с которого начинается любовь и преданность к Отчизне, с названием Великая Россия.

Книги имеют свою судьбу – говорили древние. Сегодня с полной уверенностью можно сказать о том, что книге «Порубежье» суждено жить еще долгие годы.

В Караулова, библиограф районной библиотеки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *