Какова пряха – такова рубаха

Одежде на Руси уделялось большое внимание. Давным-давно нашим предкам достаточно было взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, богат или беден, состоит ли в браке. Это связано с тем, что одежда людей из разных территорий была разной.

Даже в Смоленской области в районах, а их сейчас 25, костюм наших предков выглядел по-разному.

Например, в северо-восточной, великорусской, части Смоленской губернии одним из предметов женской одежды был косоклинный сарафан — он бытовал в Сычевском, Вяземском, Гжатском, Юхновском уездах.

 А вот в районах, которые граничили с Белоруссией это Шумячский, Духовщинский, Краснинский, Смоленский, Поречский, Рославльский, особенно был распространен андарак с кабатом.  Это юбка из 5-6 полотнищ домотканины сосборена под пояс и пришита к круговому лифу — кабату. Юбка пышная. Кабат без рукавов,  с маленькой спинкой, переходящей в длинные лямки на подкладке.  

         Главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха, которая использовалась не только в комплекте с другими предметами, но и как самостоятельная одежда.

     Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. Часто для украшения использовали геометрические орнаменты (комбинации из полос, крестов, ромбов, квадратов) и растительные орнаменты (цветы, листья).

        Основу цветового строя, как ткачества, так и вышивки на Смоленщине составлял красный цвет.  Красный  цвет  вышивки   связан с солнцем, плодородием, красотой.  Вышивка   оберегала  человека, носившего эту одежду от нечистой силы, от сглаза.

         В женском костюме обязателен был фартук. Для   территории Шумячского района характерны белые фартуки, скромно украшенные внизу красной вышивкой.  

         Мужской костюм по сравнению с женским был более однотипен. Он был представлен меньшим количеством предметов одежды, был значительно скромнее по цвету, по украшениям.

         Важным предметом мужского костюма была рубаха. Будничные рубахи шили из холста, часто из неотбеленного. Праздничные рубахи украшали ткачеством, охранительной вышивкой (подол, край рукавов, ворот-стойку). Рубаха с косой застёжкой называлась – косоворотка. Такая застёжка была придумана для того, чтобы нательный крестик не выпадал из – за ворота рубахи.

         Мужчины носили порты (штаны, брюки) из плотного неотбелённого  льняного  холста.  Порты состояли из двух штанин и держались   на шнурке на бедрах.

         И женщины, и мужчины подпоясывали свою одежду. Женский пояс был матерчатым. К нему также могли подвешиваться вещицы: гребень, игольник, обереги. Часто верхняя одежда и мужская и женская была распашной, без застежек. В этих случаях использовался пояс – кушак.

        Обувь изготовляли из кожи и древесной коры (лыка). Из лыка плели лапти, которые надевали на вязаные носки (копытца) или на онучи. Онучи представляли собой полосу сукна шириной около 30см.   В летнее время использовали холщовые (из льняной или конопляной ткани) онучи, а в зимнее — суконные (из шерстяной ткани). Этой тканью оборачивали ступню и голень и прикрепляли к ногам веревками — оборами.  

  Одежда наших предков в первую очередь была очень удобна и проста.  Благодаря свободному крою, она не сковывала движения, в ней можно было выполнять любую  работу. И сшить такую одежду могла даже самая нерадивая крестьянка.  Недаром тогда на Руси существовала   пословица, «какова пряха – такова на ней и рубаха».

                                                                                               Младший научный сотрудник

                                                                                              МБУ  «Шумячский музей»

                                                                                               Семенова С.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *