Горький след войны

В сентябре 1943 освободили Шумячскую землю.  А девятого мая 45-го шумячцы узнали о полной капитуляции фашистской Германии.   Отгремели последние залпы войны. Страшное испытание было пройдено. Мир – то, о чем мечтали люди, то, ради чего они сражались, терпели страдания, гибли, – пришел на землю нашей страны.

С окончанием войны советские люди связывали свои надежды на лучшую жизнь. Но сельское хозяйство страны, в том числе и Шумячского района, после войны оказалось в тяжелом положении.

 Село отдало фронту работников – мужчин, технику, лошадей. В промышленность были мобилизованы тысячи молодых людей. Деревня была обескровлена. Сократились посевные площади, ухудшилось качество обработки почвы, поголовье скота уменьшилось примерно в два раза.

Первый послевоенный сев проходил в очень тяжелых условиях. Истощенные женщины, подростки, и старики не справлялись с работой. Семян не хватало. Колхозники на трудодни практически ничего не получали, хотя работали по десять – двенадцать часов в сутки. 

В маленькой деревушке Стаховщине Шумячского района проживала ее семья: отец Ефим Григорьевич, мать Евгения Ананьевна, братья и она – десятилетняя Вера Костюкова.

Горькие, печальные  послевоенные воспоминания маленькой Веры  от которых проступают невольные слезы: «После освобождения жить легче не стало. Мы по-прежнему голодали. Люди с работы всегда в кармане горсть – две зерна, или какой мякины несут домой.  А наша мама никогда ничего не брала. Женщины ругали ее за это. Послушавшись добрых баб, мама вместе со всеми взяла в фартук горсть гречихи. Но только отошла она от гумна, навстречу – председатель колхоза Тарас Фадеев. Тарас и слова сказать не успел, а руки у мамы разжались, гречиха из фартука посыпалась на землю, и мама …не удержалась.

Мама разволновалась, она не могла успокоиться, заболела и умерла. Из-за горсти гречихи мы остались круглыми сиротами. Выжили мы только благодаря сочувствию и помощи соседей и учителей. Я думала, если бы все люди были такими, никогда бы и войны не было».

Послевоенные годы – самые трудные, самые голодные. В засуху лета 1947 года на Шумячской земле хлеб не зародил, трава выгорела, сена скоту в достатке заготовить не смогли. Скот кормили соломой с крыш. Вот как об этом вспоминает жительница деревни Иогргиново Сюрдо Е.З.: «В нашей деревне под горой росла дикая гречиха. Траву срезали, сушили на печке, толкли в ступе, просеивали через решето, смешивали с мукой и тошнотиками. Лепешки получались темно-темно коричневые. Люди от гречихи заболевали «северкой», это когда лицо, руки покрывались красными пятнами, все тело сильно жгло. Болели не только люди, но и свиньи».

Несмотря на разруху, голод, люди были полны надежд, которые давали им силы на поразительные трудовые подвиги. Это было удивительное время.

 Наши дедушки и бабушки успешно справились с последствиями войны, и остается только восхищаться этими мужественными несгибаемым людьми, топливом для которых долгое время была лишь надежда на лучшее будущее.

                                                                                        Младший научный сотрудник

                                                                                                     МБУ «Шумячский музей»

                                                                                                    Семенова С.Н.

                                                                            В статье использованы материалы из фондов 

                                                                             МБУ «Шумячский музей»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *