Новому времени – новые вызовы

Корреспондент газеты «За урожай» попросил Ирину Григорьевну Кулешову , начальника Отдела по образованию МО “Шумячский район , ответить на некоторые вопросы, касающиеся стратегических направлений системы образования района.

– Ирина Григорьевна, в чем особенность нынешнего учебного года?

– Для всех нас этот год – особенный, он объявлен Президентом Российской Федерации Годом педагога и наставника. Решение посвятить этот год Учителю подчеркивает неоценимый вклад педагогов в воспитание подрастающего поколения. Год педагога и наставника – это возможность выразить слова благодарности, рассказать об успехах наших коллег, о педагогических династиях.

Ключевыми становятся мероприятия, которые направлены на привлечение в профессию, поддержку педагогов и их профессиональное развитие, развитие практик наставничества.

Хочу акцентировать внимание на основных мероприятиях, проводимых в рамках Года педагога и наставника (Всероссийская акция «Учить. Вдохновлять. Развивать», серия акций «Спасибо педагогу и наставнику», проект «Педагогические династии России», проект «Наставники в лицах»).

 – Расскажите о ключевых направлениях развития системы образования в новом учебном году.

 – Сегодня на Федеральном уровне разработаны и утверждены все инструменты для создания единого образовательного пространства: обновленный ФГОС, Федеральный перечень учебников, федеральные образовательные программы. Работает портал «Единое содержание образования», который содержит рабочие программы, методические видеоуроки, учебные пособия для педагогов, конструктор рабочих программ и учебных планов.

Отмечу, что с 1 сентября 2023 года для всех школ вводятся федеральные основные образовательные программы, содержащие федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы. Основная образовательная программа детского сада должна соответствовать федеральной программе.

Такой подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогамив работе, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогических работников. Установление единых сроков учебных четвертей и каникул также упростит организацию и проведение мероприятий разных уровней и направлений.

Важно отметить, что при использовании федеральных программ без изменения, при проведении аккредитации, школа автоматически получает 10 баллов по показателю «Соответствие структуры и содержания общеобразовательных программ требованиям, установленным ФГОС».

Отдельно хочу обратить внимание, что согласно законодательству, образовательные организации в обязательном порядке должны использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» на уровне начального общего образования, «Русский язык», «Литература», «История»,«Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего и среднего общего образования.

– Что нового в  Федеральной программе – воспитание?

Воспитание, как и в предыдущие годы, является важной составляющей, ориентиром для всей сферы образования.

Внесли изменения в Закон об образовании. В определение «воспитание» добавили фразу о том, что эта деятельность направлена еще и на формирование у школьников трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Скорректировали норму о привлечении обучающихся к труду. Как и раньше, это возможно в рамках образовательной программы, а если вне ее — то в соответствии с трудовым законодательством.

В приветственном слове Сергея Сергеевича Кравцова прозвучало, что школы работают по единой федеральной программе воспитания, которая, в свою очередь, является составной частью соответствующих федеральных основных общеобразовательных программ.

Приоритет воспитания сегодня во всем – во всех вопросах, связанных с организацией образовательного процесса, созданием современной образовательной среды, с развитием системы дополнительного образования, с модернизацией системы летнего отдыха детей и с подготовкой и переподготовкой учительского корпуса.

Неотъемлемой частью федеральной образовательной программы является календарь воспитательных мероприятий.

Базой развития новой системы воспитания в образовательных организациях является создание Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Движение призвано объединить деятельность крупнейших детских и молодежных общественных объединений на одной платформе. В образовательных организациях созданы первичные отделения, которые станут фундаментом нового Движения.

Необходимо обеспечить трансляцию лучших практик по организации деятельности первичных отделений РДДМ «Движение первых».

С нового учебного года в Шумячской школе вводится должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Ключевая задача советников директоров по воспитанию – вовлечение детей в общественно полезную деятельность.

С 1 января 2024 года количество школ нашего района, в которых появятся советники, увеличится до 4. Советник директора по воспитанию помогает в реализации программы воспитания и наполнении её содержания новыми смыслами и ценностями. Он должен стать наставником для ребят, проводником федеральных детско-юношеских событий.

С 1 сентября эти специалисты войдут практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, родительские активы и различные проектные группы по развитию социальной активности обучающихся.

Советники директоров по воспитанию выступят проводниками и для учеников начальных классов в новый проект «Орлята России».

К проекту «Орлята России» с прошлого учебного года присоединились2 класса из Шумячской школы. С 1 сентября 2023 года в школах России, где есть советники директора по воспитанию, классы «Орлят России» должны появиться в обязательном порядке.

Международный детский центр «Орленок» начинает новый цикл (осеннюю сессию) курсов повышения квалификации педагогов, участвующих в проекте «Орлята России». На платформе Орленка будет выставлена онлайн-программа курса повышения квалификации. Это – для тех педагогов, кто не сможет приехать на обучение, но вошли в проект и хотят методически подкрепиться и получить сертификат о повышении квалификации.

В сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все за одного». Отмечу, что образовательные треки «Орлята России» полностью соответствуют актуальным направлениям воспитания. Так мы сможем перезапустить систему внеурочной деятельности в соответствии с современными вызовами.

 – Расскажите подробнее о проекте «Разговоры о важном».

– К проведению занятий в этом году должны подключиться советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

По итогам опроса, проведенного Академией Минпросвещения, школьники и их родители позитивно оценили занятия «Разговоры о важном», которые стали нововведением прошедшего учебного года.

Ключевыми направлениями проекта в этом году станут занятия историко-патриотической направленности, тема спорта и здоровья. Запланированы занятия, посвященные памятным и юбилейным датам. Отмечу, что все методические материалы к урокам разрабатываются на федеральном уровне и размещаются в открытых источниках.

При проведении внеурочных занятий рекомендую включать региональный компонент. На занятиях патриотической тематики следует говорить о героях Российской Федерации-участниках специальной военной операции, которые являются выпускниками школ. На классных часах экологической направленности необходимо рассказывать детям об уникальной природе региона.

Одним из ключевых факторов в формировании общероссийской идентичности является патриотическое воспитание детей и молодежи. С прошлого учебного года во всех школах в начале учебной недели проводится церемония поднятия государственного флага России, которая сопровождается исполнением государственного гимна. Эта традиция будет продолжена и в этом учебном году. В июне текущего года в школы были направлены методические материалы «Наши герои», которые включают список выдающихся российских государственных деятелей, деятелей культуры, спорта, а также их краткие биографии. Прошу руководителей образовательных организаций использовать материалы «Наши герои» в организации воспитательной работы в школах, проведении просветительской работы, тематических мероприятий с участием обучающихся.

– Расскажите о детских общественных организациях, о внеурочной деятельности.

– С этого года военно-патриотическая составляющая будет усилена на всех уровнях образования – от дошкольных образовательных организаций до образовательных организаций высшего образования.

Руководителям образовательных организаций необходимо продолжить поддержку детских общественных организаций с целью максимального вовлечения в активную социальную практику детей и молодежи, создать доступную и интересную детям воспитательную среду, включить в общественные пространства образовательных организаций Государственные символы Российской Федерации.

Школьные театры и школьные спортивные клубы, как отметил Министр Просвещения РФ, становятся важной частью образовательной инфраструктуры, ключевой формой организации внеучебной деятельности каждого школьника. Деятельность спортивных и театральных объединений должна быть представлена в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

С 2021 года формируется единый всероссийский реестр школьных спортивных клубов. Уже вошло в данный реестр 4 спортивных клуба, что составляет 57 % от общего количества школ в районе. Этого недостаточно. К 2024 году спортивные клубы должны быть созданы во всех школах.

Раскрытие творческого потенциала детей – задача школьных театров. Сегодня в реестр входят 5 школьных театров, что составляет 71% от общего количества школ в районе.

Прошу руководителей образовательных организаций активизировать мероприятия, направленные на создание школьных музеев, театров, медиацентров, спортивных клубов.

– Что будет нового в вопросах профориентации?

– Третье ключевое направление нового учебного года – это профориентация. С 1 сентября во всех российских школах запускается единая модель профориентации обучающихся. Целевая аудитория — это обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Основной инструмент профориентации — профориентационный минимум. Профминимум — единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.

Внедрение профминимума пройдет во всех 7 школах района. Каждой школой выбран один из уровней реализации профминимума – базовый, основной или продвинутый.

Во внеурочную деятельность школьников 6-11 классов вводится курс «Россия – мои горизонты». Вся методическая база и универсальный набор практик и инструментов разработана.

Школы, на базе которых будет внедряться профминимум на основном уровне (Шумячская школа), заявлена в новом учебном году к участию в проекте «Билет в будущее». Для таких организаций находятся в доступе все необходимые ресурсы – конструктор профориентационных уроков, виртуальные профессиональные пробы, виртуальная выставка «лаборатория будущего», профориентационные диагностики.

По уровню профминимума в школе должен быть решен ряд задач: назначен ответственный за профориентацию, определен перечень специалистов по организации профминимума, обеспечена их подготовка, подготовлен план профориентации.

Задача школьных команд развития Профминимума – неформально и эффективно организовать помощь и сопровождение школьника в своем профессиональном выборе.

Одним из профориентационных направлений является создание профильных классов.

Основной задачей на следующий год является оптимальное встраивание предпрофессионального направления в образовательную программу в соответствии с внедрением обновленных ФГОС и апробация различных форм организации образовательного процесса: от обучения в составе целого класса, до обучения по индивидуальным учебным планам; мониторинг эффективности работы школ в предпрофессиональном направлении с учетом государственной итоговой аттестации школьников и их поступления в профильные ВУЗы.

Наша задача на ближайшую перспективу – популяризация профессии педагога, ориентация и мотивация своих учеников на продолжение образования по педагогическим специальностям.

В ходе Послания Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин обратил внимание на развитие среднего профессионального образования, престиж которого, как отметил глава государства, за последние годы ощутимо вырос. Спрос на выпускников техникумов и колледжей огромный.

В этом году состоялось заключение первых 2 договоров целевого обучения со студентами, которые поступили в педагогический колледж.

 – Каковы образовательные результаты прошедшего учебного года?

– Важнейшее направление для образования района – качество образовательных результатов. Вопросы качества образования всегда на особом контроле.

По результатам экзаменов 2023 года в регионе медаль «За особые успехи в учении» выдана 1 выпускнице 11-х классов (6%) (в 2022 – 4 медалиста (9%).

С 2023/24 учебного года выпускники 11-х классов имеют право на новую медаль — «За особые успехи в учении» II степени. Для этого им надо успешно пройти ГИА и иметь итоговые оценки по всем учебным предметам учебного плана «отлично» и не более двух «хорошо». Новую медаль, как и предыдущую, которая теперь стала называться «За особые успехи в учении» I степени, будем вручать одновременно с выдачей аттестата. Минпросвещения скоро должно утвердить образец, описание, порядок и условия выдачи этих медалей. В сравнении с прошлым годом отмечается увеличение среднего балла по химии, биологии, истории. Снижение среднего балла выявлено по русскому языку, математике профильного уровня, физике, обществознанию, английскому языку и литературе. Ключевой и приоритетной задачей этого учебного года ставлю повышение качества общего образования. Добавлю об обновлении порядков ГИА-9 иГИА-11. Так, в процедуре ГИА-9 расширили раздел об итоговом собеседовании. В процедуре ГИА-11предусмотрели, что выпускники могут поменять указанный в заявлении уровень ЕГЭ по математике. Уважительные причины для этого не нужны. Новое заявление надо подать сразу в ГЭК минимум за две недели до экзамена. Ранее такой возможности в Порядке не было. Расширили раздел про итоговое сочинение (изложение). Изменили сроки размещения информации о ГИА и другое. Безусловно, в поле нашего зрения остается и реализация национального проекта «Образование» в районе. За весь срок действия нацпроектов открыты 4 центра «Точка роста» и еще один начнет свою работу с 1 сентября 2023 года на базе Краснооктябрьской средней школы. Еще в 2 общеобразовательных организациях обновлена цифровая материально-техническая база. В Первомайской средней школе (2021 год), в этом году поступило оборудование в Шумячскую среднюю школу в рамках проекта «Цифровая образовательная среда».

– Спасибо за интервью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *