Цех в рабочем состоянии, приходите, приезжайте!

  Некоторое время назад в Шумячах функционировал цех по расчесу шерсти. В былые времена люди, особенно в деревнях, держали овец, которых стригли два раза в год – весной и осенью. Шерсть нужно было расчесывать, потом прясть, а затем из пряденых нитей вязать носки, варежки и другие необходимые в домашнем обиходе изделия. Иные деревенские мастера из этой шерсти валяли валенки. Правда, в последнее время таких валяльщиков раз-два и обчелся. Постепенно это ремесло уходило в прошлое.

 Но в те, уже далекие, 70, 80-е годы двадцатого столетия шумячский цех по расчесу шерсти был необходим. Деревенский люд простаивал в очередях, чтобы попасть в цех и побить шерсть, такое было расхожее выражение, поэтому иногда шерстечесальные машины называли шерстобиткой.

 К великому сожалению, в 90-е годы цех по расчесу шерсти в Шумячах прекратил свое существование. Но нашелся энтузиаст, который возродил этот древний промысел и наладил работу цеха по расчесу шерсти в п.Шумячи. Это Малышкин Николай Петрович, человек неуёмной энергии, неравнодушный, душой болеющий за все, что происходит в этом мире, активный краевед, внесший свою весомую лепту в историю родного края. Вот что он рассказал для читателей газеты «За урожай».

    В 1992 году я увидел объявление в районной газете о том, что в п.Шумячи продается цех по расчесу шерсти. После некоторых раздумий позвонил в комитет по имуществу Хайновской Раисе Васильевне и, договорившись о времени, решил посмотреть его. Не помню кто, но перед осмотром меня спросили:

 – Петрович, неужели в самом деле ты будешь покупать этот цех, человек 20 любопытных смотрели его и отказались, надоело уже дверь открывать.

 – Давайте посмотрим, – настойчиво предложил я, – а потом видно будет.

   Моему взгляду предстала ужасающая картина: помещение захламлено и давно не убиралось, печь развалена, две шерстечесальные машины в непонятном состоянии, лет 5 уже не работали, в помещении за перегородкой на гнилых полках валялись какие-то вонючие шкуры животных, побитые молью и погрызенные мышами или крысами. Западная и южная стена помещения наполовину гнилые.

 – Ну что, Петрович, подумай сутки, и завтра нам позвони, – сказала Раиса Васильевна.

 – Я Вам завтра сообщу о своем решении.

На второй день, определившись, позвонил по телефону:

 – Да, покупаю, – сказал я, а потом узнал порядок оформления документов.

 Примерно, полгода я восстанавливал цех для работы, оформлял документы, зарегистрировался предпринимателем и с осени 1993 года стал оказывать населению услуги по расчесу шерсти.

  Немного истории. Со школьной скамьи мы знаем, что великий российский реформатор царь Петр 1 учился кораблестроению в Голландии в начале 18 века. Предположительно, что в этом веке и в этом государстве была завезена из Европы шерстечесальная машина для механической переработки шерсти.

 Позднее из Европы шерстечесальные машины получили распространение в России. В конце 19 и начале 20 веков эти машины приобрели зажиточные крестьяне. После революции, в период коллективизации, они стали собственностью колхозов, а впоследствии отошли к КБО (комбинатам бытового обслуживания). Иногда создавались малые предприятия, где не только перерабатывали шерсть, но и валяли валенки.

   У крестьян, имевших машины, привод их в движение осуществлялся в основном вручную, рукоятками-рычагами, соединенными с барабаном, реже лошадью, ходившей по кругу и через редуктор вращавший машину. В настоящее время машина приводится в движение 3-фазным (до 1000 об/мин) электродвигателем.

Как работала шерстечесальная машина

  Клиенты равномерно укладывают шерсть на движущийся транспортер. Далее она поступает на барабан. Барабан тянет шерсть (клиенты иногда говорят – поеду на волноческу волочить шерсть), которую 4 пары валов съемных и рабочих расчесывают. Угловая скорость съемных валов немного ниже, чем барабана. Это позволяет одной части шерсти «идти» дальше по барабану, а другая «отдается» рабочим валам, вращающимся быстрее съемных, но медленнее барабана. Эта шерсть растягивается рабочими валами и отдается опять барабану. «Пройдя» 4 пары валов по барабану, шерсть поступает к бегуну, вращающемуся со скоростью, примерно, 800 об/мин. Бегун закрывается деревянным кожухом.

 Средняя производительность машины до 6 кг/час шерсти. На барабаны и валы гвоздями крепится кардолента (кардажная лента). В 1994 году я покупал эту ленту в г.Москве на кардолентной фабрике. На фабрике были установлены уникальные станки, набивавшие «иголки» на специальную матерчатую ленту. Сейчас в Москве этой фабрики нет.

 В настоящее время в цехе имеются две машины. Одна машина, примерно, 1965 года выпуска. Машина №1 пока в рабочем состоянии, но большой износ кардоленты. Через интернет я установил адрес: это Татарстан. И стоит она, примерно, 50000 рублей без пересылки. Теперь задача собрать эти деньги. Хочу, чтобы шерстеческальная машина была исправной.

Подготовка шерсти к расчесу

Известно, что овец стригут 2 раза в год весной и осенью. Весеннюю шерсть часто называют весниной. Шерсть перебирают. Лучшая шерсть со спины животного. Самая плохая это, как называют крестьяне, подпузье (брюхо) и обножки, на которой больше грязи и она короткая. Эту шерсть можно постирать и расчесать вместе с длинной. В стиранной шерсти, по сравнению с грязной, убывают ненужный вес (грязь) от 30 до 40%. Стиранная шерсть лучше расчесывается на машине, да и потом при пряже шерсти на самопрялке, либо электрической прялке в помещении нет запаха жиропота. Из стиранной шерсти можно изготовить хорошее, теплое одеяло, в котором вместо ватина шерсть. При стирке шерсть кладут в емкость и с избытком заливают холодной водой (ни в коем случае горячей водой). После того, как шерсть побудет в воде 2-3 дня, грязную воду сливают. И так меняют воду несколько раз, пока она станет чистой. После этого шерсть сушат на воздухе и потом сухую расскубают. Иногда после обильных дождей днем шерсть на овцах становится чище. Остается подождать, пока шерсть высохнет и обстричь. Для валки валенок шерсть стирать нежелательно, так как она хуже «садится» (сваливается). Вещи: носки, варежки, валенки и другие изделия из тонкорунной шерсти лучше сохраняют тепло, чем из грубой.

   Хочу добрым словом вспомнить мастеров, обеспечивавших валенками жителей Шумячского и других районов. В бытность моей работы это следующие граждане: Боровков И.Т., Гаврилова В.Д., Григорьев П.И., Полозков Ф.М., Прудников С.Г., Осипенкова Т.Е., Сарвилов Ф., Рядчиков Н.И.

  На сегодняшний день из моих бывших клиентов остался только Прудников С.Г. из п.Хиславичи, который валяет валенки. Мастера, валявшие валенки для продажи на рынке, раньше притеснялись. Их могли оштрафовать за спекуляцию. А ведь после войны, да и почти до настоящего времени, валенки в деревне зимой были и остались основной обувью. В настоящее время цех по расчесу шерсти в п.Шумячи в рабочем состоянии. Так что, милости просим, приходите, приезжайте!

 Н.Малышкин.

 Фото Ольги Жариковой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *