Во что играли наши предки

Русский народ придумал великое множество игр и забав, заботясь о своих детях. Ведь простые, на первый взгляд, развлечения не только помогали весело провести время, но и тренировали ловкость, силу. Дети учились общаться со сверстниками и ценить дружбу.

К сожалению, в век компьютеров ребята изменились. Даже летом   редко увидишь детей, играющих в подвижные игры. Они позабыли про подвижные игры, растворившись в компьютерном мире.

Так давайте же вспомним, во что же играли наши бабушки и дедушки? И какие были у них игрушки?

 Как правило, в крестьянских семьях младенцам игрушки делали взрослые. Например,  погремушки – это нанизанные на веревочку катушки от ниток, бубенчики, привязанные над колыбелью ложки, различные берестяные коробочки, наполненные горохом или зерном.  Очень широко использовались шаркунки,  издающие “шкворчащий” звук, которые изготавливали из бересты или собирали из деревянных деталей.

Для ребенка, начинающего ходить, делали коников – вырезанных из дерева  с колесами или без них. Коники были разного размера: маленькие, которые ребенок катал по полу, большие, за которые он мог держаться или кататься на них верхом.

  Повсеместной детской забавой были волчки, изготовленные из спиленной катушки и деревянного карандаша или маленькой палочки, вставленной в нее, просто выпиленные из деревянной болванки. Они были одними из любимых игрушек маленьких детей.

По мере того как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Очень часто их делали из дерева. Дети  сами мастерили игрушки и их фантазиям не было предела.  Например, жительница Шумячского района Удодова В.В. рассказывала, как ее мама, учительница Руссковской школы,  Мария Ивановна Антонова заинтересовала  братьев Шинелёвых изготовлением игрушек. И озорные братья-близнецы охотно стали мастерить деревянные машинки на колёсиках, вагончики, прицепы. А в дальнейшем  оба брата получили высшее образование, а один из них стал инженером-строителем.

Михаил Васильевич Михайлов  – уроженец посёлка Закриничье Балахоновского сельсовета Шумячского района, вспоминая своё детство, говорил: «Я любил лес, любил собирать диковинки из сучков, кореньев. Принесу в класс, положу на стол, а Василий Феофанович Минин (учитель математики) возьмёт их в руки, вертит, вертит, разглядывает со всех сторон и вдруг – звонок. А ребята просят принести еще».

Клавдия Николаевна Михалькова уроженка Шумячского района помнит, как на великий праздник  Сороки 22 марта,  бабушка пекла птичек, а  дед подвешивал в хате к потолку качели. Приходили подружки, приносили своих птичек.  Качались на качелях, потом играли с птичками. Это были их самые любимые игрушки.

Уроженка д.Палом Шумячского района Макаренкова В.Т. вспоминала: «Недалеко от берега на реке Остер  был песчаный островок, назывался он Плёс. В жаркие летние дни мы играли на Плёсе. Во рву была криница, ручеёк из неё на своём пути размывал песок и обнажал слой голубой глины. Лепить из этой глины было нашей любимой игрой. Мы строили терема, лепили животных и разных зверюшек».

Романенкова Феона Николаевна из д.Брозданы тоже  с любовью вспоминает о своих игрушках: «Наша небольшая деревня была дружная и весёлая. Любимой игрой была лапта. Каждый приходил со своим мячом. Мячи из лоскутов делали сами, купить было негде. Ребята были сильные, били по мячу что надо, мячики быстро разбивались. А матери ворчали: «Где вам тряпок набраться?»

«Я застала ещё то время, рассказывает жительница Косачёвки Ф.Ф.Минина, когда  дети играли на дудах и свистках, их сами они делали. После первых весенних гроз, кора легко отделялась от древесины, из лозы мастерили каждый себе свой музыкальный инструмент. О дуде и частушку пели:

«А без дудки, без дуды

Ходят ноги не туды,

А как дудочку почуют,

Сами ноги затанцуют».

         У деревенских детей для игр оставалось меньше времени, чем у  городских сверстников, но от этого игры становились для них ещё более интересными. Можно выделить две основные особенности деревенских игр и развлечений: большинство из них было связано с природой, и многие игры были важнейшей формой общения молодёжи.

         Игры, в которые играли в шумячских деревнях, разнообразны. Есть те, которые известны повсюду, есть и собственные. Их описание позволяет получить представление об этой стороне жизни шумячского края.

         Например, среди мальчиков была популярна игра под названием «Шуба». Брали овчинную шубу. Рукава шубы один игрок надевал на ноги, а другие помогали перевернуть её через его голову так, чтобы сама шуба оказалась спереди. Пытаясь освободиться от шубы, игрок начинает кувыркаться. Самостоятельно сбросить шубу не может. Смех, веселье.

У Винокуровой Зинаиды Филипповы из д.Большая Игнатовка тоже свои воспоминания: «Мне очень нравилось играть со своими одноклассниками. Играли в мячик, в фанты. Летом уходили к речке Серебрянке. На её берегу росла шелковистая трава. Была там неглубокая ямка, похожая на миску. Набегавшись, мы рассаживались на траве, по краю ямы, свесив вниз ноги, и пели свои любимые песни».

 Житель д. Полохово А.П. Семченков рассказал, как появился у него первый велосипед.  «Всё лето мы заготавливали кору. Я помню, как два сезона собирал денежку за кору, за неё купили мне старый велосипед, чтобы ездить на нём в Надейковичскую школу на летнюю практику, где мы на пришкольном участке выращивали кукурузу. Велосипед часто ломался и был для меня убыточным. Где он меня вёз, где я его катил.

         В сенокос мы работали на лугах. Косили сено, возили, скирдовали. Окучивали картошку, пололи, копали.

         Но были у нас и игры. Любимыми были лапта и чижик. А если заигрались и не выполнили свои домашние обязанности, наградой бывала и трёпка».

Ни для кого теперь не секрет, что подвижные игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только родители, а и их предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты. Они давали возможность ребенку узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

  Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры.  

Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

          Играйте со своими детьми, играйте с радостью,  не забывайте  о том, что детство бывает только один раз в жизни!

Младший научный сотрудник

 МБУ «Шумячский музей»

Семенова С.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *