Его величество цирк: на арене династия Шарковых из Шумячей


Есть у каждого Родина малая..

Вспоминает Виктор Шарков.


– Я артист и счастлив этим обстоятельством чрезвычайно вот уже пять с лишним десятилетий. В искусстве цирка, на мой взгляд, и по моему опыту, как и в других областях полезной человеческой деятельности, повторяются все категории трудового участия: от руководителя производства до снабженца, от мастера-универсала до подсобника.  Я рабочий, рабочий в цирковом искусстве. Теперь можно сказать, кадровый.

  • Мне повезло. Я рос вместе со своей страной. Она росла – и я мужал. Она работала, училась, строила, залечивала раны, извлекала уроки минувших ошибок и стремительно бросалась вперёд – я не оказывался в стороне.


У нас были одни радости, одни беды, одно счастье. И это – прекрасно!

Шарков я по отцу. Отец – Николай Васильевич родом из Сафонова, приехал работать в Шумячскую МТС механизатором, в летнюю страду – комбайнёром.

По материнской линии происхожу из семьи Плетнёвых, проживавших когда-то в деревне Яново Шумячского района.

История моего рода типична для средней полосы России. Все предки прочно обосновались на смоленской земле, где нашли надёжный кусок хлеба. Когда встретились наши родители,

Николай Васильевич и Лидия Егоровна, время было непростое,
послевоенное. Родители надеялись только на свои силы. Поначалу жили на квартире по улице Заводская.

Спустя время, дела у дружной семьи Шарковых пошли потихоньку в гору. Отец чутко прислушивался к робким советам мамы. Молодой, но умудренный опытом работяга и к тому же сметливый от природы, он решил осуществить то, что было решено уже давно, обзавестись своим домом. Место под строительство выдели в Забелоусье (Белоус) бывшая деревня по правому берегу речки Шумячка. Сегодня на месте деревни улица Мюдовская. По соседству с нами построили свои дома Копаёвы, Шафран. Здесь жили и работали такие же простые люди, в родственниках вроде бы нам не состоявшие, но близкие настолько, насколько это вообще возможно.

Как говорят: у всего есть свои истоки. У рек и морей, у людей и судеб. Тот родник, благодаря которому я вырос, где прошли школьные годы, юность, где обрёл верных друзей, зовётся просто: окраина посёлка Шумячи, улица Мюдовская. На улице наш дом № 29 – рубленный из ели пятистенок. Зимой теплый, в летнюю жару прохладный. Тут же пристройки, банька маленькая с парным полком под самую крышу. К южной стене дома прилепилась поленница берёзовых дров, аккуратно уложенных под навесом. За домом – огород и несколько плодовых деревьев.

Именно родной посёлок Шумячи сделал меня настоящим человеком. И сегодня, осмысливая заново прожитые годы, отчётливо вижу: здоровый дух шумячских лесов, речек Остра и Шумячки, спортивная закалка нашего поколения прошли со мной через всю жизнь и не раз выручали в сложные минуты. А было их предостаточно

Начало начал…

Семья наша была небольшой – отец, мать, старший брат Александр – 16.03.1947 года рождения, я родился 16.12.1948 года, отец записал в свидетельство о рождении 5 января 1949 года – эта дата стала впоследствии официальной, и младший брат Валерий – 16.01.1959 года рождения.

Самое яркое воспоминание связано с нашим дедушкой (отец матери) Егором Алексеевичем Плетнёвым. Он жил в километрах двенадцати от нас, в деревне Яново. Всей семьей ездили к нему погостить и помочь по хозяйству. Нас собиралось там много: двоюродный брат Володя, двоюродная сестра Надя Плетнёва, её родной брат Михаил. В страдную пору все выезжали в поле. Дедушка и отец пахали плугом. А мы, дети, в это время придумывали всевозможные игры, но, когда требовалась помощь, с удовольствием помогали. В сенокос все родственники объединялись, косили по очереди для каждого хозяйства. Необыкновенно красивым было зрелище, когда отец с дядей вставали друг за другом и, взмахивая одновременно косами, на одном дыхании, стараясь не отстать друг от друга, проходили всю полосу до конца. Начинали косить очень рано, по росе, ещё до восхода солнца. Женщины ворошили сено, а когда оно высыхало, дружно сгребали его и складывали в копны. Метать стоги подключали всю ребятню. Мы верхом на лошадях подвозили сено, забирались на стог и прыгали, сколько хватало сил, чтобы примять сено. Детворы набиралось много. Нас называли большими помощниками, и нам было  приятно это слышать.

Маму, Лидию Егоровну, все привечали за веселый и добрый нрав, неизбывное желание сделать людям что-то приятное, радостное. И это редкое качество притягивало к ней людей. К тому же она была очень работящая. Помню, какой огромный огород с картошкой был под ее началом. Длинные грядки длинные с морковью, луком, капустой. Всё это нужно было обиходить.


Держали поросят, кур. Сдавали налоги – шкурами, яйцами, мясом. Всё это нужно было оторвать от нас, детей. Мама успевала напрячь шерсти и обвязать всех, умела печь хлеб – простой ржаной и сладкий белый. Бывало, прибегаешь домой из школы, она еще на работе, на пекарне. Быстрее к печке, нальешь из чугунка щей или картошки. Вкуснотище, ни с чем несравнимое.


Еще мама водила в знакомые ей места за черникой и брусникой. Под осень ходили на болото за клюквой. Вечерами всей семьей чистили грибы. А сколько насушивала их мама в русской печи на зиму! Жили скромно, учились, работали и ценили то, что имели. Вот это мои корни, начало начал, истоки моей дальнейшей жизни и судьбы.

Тропою спорта

Виктор Шарков стал артистом цирка. Его номера «Эвилибристы на першах» и «Акробатическая пара» снискали славу на многих манежах Советского Союза, а также в Израиле, Румынии, Германии, Египте, Франции, Италии, Монако, Венгрии, Канаде, Америке. Мексике, Венесуэле. В молодости занимался гимнастикой (в 1965 году в городе Рославле на соревнованиях в Детской спортивной школе выполнил 3 разряд по спортивной гимнастике), лыжами, был отличным бегуном. Занятия спортом для многих бывают той тропкой, которая приводит на манеж. Хотя, конечно, цирковой манеж и стадион в посёлке Шумячи – это далеко не одно и то же. Но занятия спортом помогли Виктору воспитать в себе целеустремлённость, смелость, выдержку, умение не сдаваться при неудачах.

Мои кумиры, мое становление

Вспоминает Виктор Шарков.

– Будучи школьником, я перечитал весь отдел книг в Шумячской библиотеке об Иване Поддубном – феноменальном атлете, выступавшем на арене Феодоссийского цирка в сезон 1897 года, и об Иване Заикине – чемпионе России по тяжелой атлетике. Они вызывали у меня восхищение своими физическими данными, богатырской силой (Иван Заикин цепи рвал), спортивным мастерством, непобедимыми рекордами.

Хотелось на них ровняться, я много тренировался, приходил к своему результату. А результаты были. Зимой 1962 года участвовал во Всесоюзных соревнованиях среди пионеров и школьников по лыжным гонкам на приз газеты «Пионерская правда», занял первое место.

В Смоленске в Красном Бору в соревнованиях по спортивному ориентированию занял первое место (рекорд – 10,5 секунд по установлению палатки). Это ещё больше подхлестнуло мои спортивные занятия, стало как бы катализатором. Мне нужно было уметь всё. Я буквально пропадал на стадионе, по 2-му Заводскому переулку за старой баней, мы командами играли в баскетбол.

Вспоминая, ещё раз хочу сказать спасибо моему учителю физкультуры в школе Виктору Захаровичу Хрипливому. В студенчестве у него была дипломная работа «Стойка на одной руке». Он то и направил меня в нужное русло. Около дома я построил брусья, турник. Сделали из

тракторных дисков штангу. Мой друг Толик Горячий крутил солнце (подъем-переворот) на турнике.

Дома у нас была гиря. Этот спортивный снаряд при правильной тренировке вообще делает с человеком чудеса. Здорово мускулы накачивает. Мышцы становятся крепкими, сильными и выносливыми. Сжигаются лишние килограммы, развивается ловкость, чувство равновесия. Также гиря развивает взрывную силу, помогает улучшить функциональную подготовку. От таких упражнений плечи и грудь делаются шире, дыхание свободное. В общем, решил я вытренировать тройной запас прочности. И так усердно везде тренировался, что бабушке моей надоело всё это – она разгневалась и сбросила гирю в уборную. Я вытащил, обмыл и вернул на место. Многочасовые тренировки были красноречивым примером трудолюбия и преданности моей мечте – связать свою жизнь с цирком.

Виктор Захарович Хрипливый руководил эстрадным оркестром, организованным при Шумячском Доме культуры. Мой старший брат Александр после окончания школы работал инструктором в райкоме комсомола, играл в оркестре, увлекался спортом. Мы с Витей Васильевым участвовали в художественной самодеятельности (пели, я показывал спортивные номера), ездили с концертными номерами по деревням района.

После окончания десятилетки попытался поступать в педагогический институт, провалил, не сдал химию. Затем пробовал поступить в Московское цирковое училище по улице Ямского поля. Всё было бы хорошо, но травмированная рука подвела, в беге на 100 метров повредил ключицу. Это всё меня и подвело.

Остался дома. Тогда в сельских школах не хватало учителей. По рекомендации бывшего директора Шумячской средней школы Василия Фёдоровича Алёшина меня направили в посёлок Ворга Ершичского района физруком в школу.

В тот же год в Шумячи в старый Дом культуры приехала Киевская группа «Цирк на сцене». Там был главный режиссёр. Встретившись, я показал ему всё, что умею. Меня посмотрели, затем спросили – кем хотите работать? – Ответил, что всё равно. – Тогда,- сказали, – ждите телеграммы. С той поры я заболел цирком. Мне захотелось новых переживаний, возможностей реализоваться, найти себя. Цирк мог всё это дать.

 И пришла телеграмма из Киева: «Выезжайте» и указали адрес. Положив в чемоданчик носки шерстяные, кусочек сала, хлеба, взяв деньги, приехал в Киев. Меня приняли на работу униформистом, рабочим сцены,

выписали удостоверение, и начались гастроли по Украине.

Работать униформистом было очень интересно. Как правило униформисты подготавливают манеж к программе, убирают реквизит подготавливают манеж к новому номеру, настраивают аппаратуру, встречают публику, ассистируют актёрам. В конечном счёте, униформисты становятся артистами цирка, так произошло и со мной.

Здесь я уверовал в цирковое присловье, что тот, кто хоть раз перешагнул барьер, не знает дороги обратно.

Я заболел цирком

 Рассказывает Виктор Шарков.

  –  По-настоящему же прочно жизнь связала меня с манежем в Киеве. После гастролей по городам Украины с коллективом «Цирк на сцене» оказался проездом в Киеве. По пути в дирекцию стационарного цирка увидел афишу с объявлением «Набираются юноши и девушки в ансамбль «Цирк на воде». А первый такой цирк появился в середине 1960-х годов. Тогда артистов для коллектива искали по всему Советскому Союзу. Конкурс был серьёзным, к кандидатам предъявляли большие требования. Прошел собеседование, затем выхожу на просмотр – показываю, как плаваю над водой и под водой. Первый тур прошел сразу. Мою кандидатуру одобрили и отправили в Москву на всесоюзный отбор.

На конкурс шли профессиональные пловчихи, мастера спорта и среди них – я, парень из посёлка Шумячи. Во втором туре проверяли общефизическую подготовку и начали присматриваться. У меня было стремление, упорство, которое рано или поздно, но наверняка вывело бы к цели.

Нас выбирали в течение трёх туров. Пройдя все туры в Киеве, Москве, Краснодаре, я был зачислен артистом – учеником 1 ноября 1966 года. И начались каждодневные репетиции. Среди них все цирковые дисциплины: гимнастика, акробатика, жонглирование, плавание, хореография. Демонстрируя свои танцевальные возможности, показывал твист, доставая волосами до пола. Вспоминаю, с каким энтузиазмом мы работали, с каким неуёмным желанием осуществить свою мечту! С раннего утра и до ночи манеж буквально кипел. Впрочем, также работали многие из молодых, «только пришедших со стороны». Я думаю, что  энтузиазм, увлеченность искусством арены явились важнейшим фактором’ бурного роста советского цирка.

В плане быта питались скромно, назначили стипендию (70 рублей суточные). Не устроившись в гостинице, приходилось ночевать на вокзале.

Высота

«Всех нас е ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии. Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшен, пудры и лайковых перчаток, этого шелка и атласа блестящих цирковых костюмов, щелканье бича, холёных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы атлетов? Тогда ведь видели мы гораздо зорче и совсем другими глазами, чем теперь. И возвращались мы из цирка домой широкими и упругими шагами, круто выпятив грудь, напрягая все мускулы. Лёгкие бывали у нас расширены от беззаботного, громкого, доброго хохота, и как ловко мы перепрыгивали через лужи!

Много драгоценных, по совести скажу, полезных минут давал нам цирк…»

Эти строчки оставил нам Александр Иванович Куприн, до конца жизни верный привязанности к манежу. А сколько сейчас у нас подлинных мастеров цирка, верных рыцарей его бесстрашной романтики, раскрывающих нам красоту и возможности человека! Среди них артисты цирка – известный эквилибрист Виктор и воздушная гимнастка Людмила Шарковы. Эквилибр – (от латинского – находящийся в равновесии) – один из основных цирковых жанров, объединяющий одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство равновесия при  сохранении неустойчивом положении тела на земле или на снарядах. Удивительная вещь – искусство баланса. Чайную ложку удерживать на лбу в стоячем положении в тысячу раз труднее, чем четырехметровый перш.

 Перш – цирковой снаряд, деревянный или металлический шест длиной от 2 до 10 метров. Наверху снабжён специальными приспособлениями (петли, рамки ) для выполнения акробатических и гимнастических номеров. Нижний акробат или гимнаст балансирует першом (держа его на лбу, плече, в руке, на поясе), а верхний (или верхние участники номера) выполняет на першах эквилибристические, акробатические трюки. Артист, внешне обладающий, кажется, всеми данными, вынужден отказываться от жанра, потому что лишен чувства баланса. Научить этому, подчас, невозможно, то есть научить каким-то основам можно, но человек никогда не сможет работать легко и вдохновенно. Всё равно, что графоман, сколько бы не писал, не станет настоящим поэтом.

Виктор покорил перш с первого раза. Он держал его, когда по металлическому шесту обезьянкой карабкался партнёр. Держал, почти не двигаясь, не бегая, как иные, от барьера к барьеру, восстанавливая баланс

чуть заметным движением корпуса или головы.

Вроде бы легко, даже с улыбкой раскручивает Виктор на плече только что собранный из двухметровых отрезков перш. На его вершине, уцепившись одной рукой за петлю, кажется, вот-вот готовая оторваться, вращается Людмила. Обычно это делают при помощи приспособления на поясе.

.

Творческий союз Виктора с Людмилой, как почти всегда бывает в цирке, перешёл в семейный. Интересы Людмилы и Виктора сосредоточились на деле, которым они жили двадцать четыре часа в сутки.


Представьте себе, Виктор с Людмилой рядом: на репетициях, в работе, в быту – всё время вместе. Как Виктор говорит: «Вся моя жизнь в её руках, и я держу все эти нити ….» Хотя, возможно, есть один секрет: уважать друг друга. Без уважения ни одного шага. Также секрет семейного счастья в детях, Людмила родила мне прекрасных детей: Дмитрия – 24.04.1972 г. и Александра – 26.04.1976 г., и прекрасно их воспитала».


У Виктора в одной руке с опорой на плечо перш, с тремя партнёрами: двое, словно лежат на воздухе, а третий выжал стойку на одной руке. Виктор не видит ничего, кроме опрокинувшейся над ним спины, но

угадывает каждое движение тех, кто в воздухе, и направляет перш так, чтобы облегчить их работу. И ещё чувствует более полутора килограммов, что держит в одной руке.

В 1993 году в Голандии, в Амстердаме Виктор и Людмила закончили свою цирковую деятельность. Виктор всё своё свободное время посвятил путешествиям, коллекционированию предметов крестьянского быта,


ведению домашнего хозяйства. В праздники у них гостят сыновья с внучками. Активно проводят свободное время со старшей внучкой Никитой. Людмила Сергеевна, оформив пенсию, продолжает трудиться фитнес-тренером в городе Таллине.


У Виктора и Людмилы на протяжении всей жизни привязанность к Шумячской земле, и в каждом их приезде столько нежности и любви к своей малой родине – посёлку Шумячи, улице Мюдовской – как хороша она ранним утром, в знойный полдень, в вечернем закате; своему родному дому, родным, соседям, друзьям-одноклассникам.

– Разменял седьмой десяток, а сердцем всё равно рвусь на Смоленщину, в
родные Шумячи! – говорит Виктор Николаевич.


Когда была жива мама, приезжали к нашей дорогой маме семьями, с детьми. Приезжал и младший брат Валера с детьми, Николаем и Лидой. Гостили и мои дети.

Минувшее меня объемлет живо

Артисты цирка Шарковы с теплотой вспоминают свой жизненный и творческий путь.

– В 1960-е годы в цирк шла молодёжь трудолюбивая. Любознательность, искреннее желание овладеть секретами циркового искусства и упорство нас новичков не могли не завоевать доверну ветеранов. К тому же, пришли мы не с пустыми руками. Мы пришли идейным зарядом, тем ощущением времени, его пульса и ритма, который был необходим цирку тех лет. Наш союз с Людмилой оказался] счастливым и плодотворным. И в плане работы и в плане семьи.

У двух поколений артистов цирка Шарковых удивительно органичный сплав актёрского мастерства и труднейших технических комбинаций. Вместе с Людмилой и Виктором на манеже работают сыновья – Дима и Саша.

Почему эти люди не мыслят себя вне цирка? Почему Людмила Шаркова, в своё время лучшая гимнастка советского цирка, словно камень из рогатки катапультировала в высоту. Летела так, что в ушах звенело, что даже не успевала подумать, отпустит ли её сегодня тугая резина на крохотную площадку в воздух или снова швырнёт в сторону?

Почему? Наверное, ради самоутверждения. Ради того, что ты можешь показать, на что способен человек, что можешь преодолеть себя. И ещё, наверное, ради зрительского признания, которое каждый вечер рождалось в громе оваций, и дороже которого для настоящего артиста нет ничего на свете.


Чем будет заниматься третье поколение цирковых артистов Шарковых, не знает никто. Теперь мы только можем догадаться – внучка Никита серьёзно занимается художественной гимнастикой и весьма успешно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *