Раиса Берёзко: «Песня – жизнь моя и отрада»

«Хороший человек – родной земли украшение» – так говорят о людях, прославивших умом и делами свой край, свою малую Родину, свою деревню.

 В деревне Студенец состоялось необычное мероприятие  – вечер – портрет  «Песня – жизнь моя и отрада»,  посвящённый талантливой исполнительнице русских народных песен и романсов, нашей землячке, родившейся в деревне Марковка Шумячского района Раисе  Березко. Мероприятие было организовано Шумячской центральной и Студенецкой сельской библиотеками  в рамках краеведческого  проекта «Библиотека – хранитель и проводник культурно – исторического наследия».

В 2019 году артистка отмечает своё 70 – летие  и 50-летие творческого пути, за время которого  исполнила песню «Растѐт в Волгограде берѐзка» более 10 тысяч раз.  Певческая карьера Раисы началась в Шумячах в семидесятые годы, когда она работала директором районного Дома культуры. Окончив вокальное и дирижерское отделения Смоленского училища культуры, она становится лауреатом X Всемирного фестиваля молодёжи в Берлине и получает большую Золотую медаль Международного фестиваля народного искусства в Германии. Становление исполнительской индивидуальности Раисы Березко проходило на сцене Волгоградской филармонии. В этом коллективе формировалась еѐ активная гражданская позиция, общественный облик. Она участница многочисленных шефских концертов, творческих встреч с рабочими заводов, колхозниками, пограничниками, моряками легендарного Севастополя. С гастролями объехала почти все города России. Публика везде принимала артистку на «бис»: народная песня, несмотря ни на какие веяния эстрадной моды, всегда остается в цене.  Раиса Березко становится Лауреатом трех Всероссийских конкурсов русской народной песни. Награждена Дипломом первой степени межобластного конкурса молодёжной песни «Радуга – 71», Дипломом первой степени за творческие успехи во Всесоюзном фестивале советской молодежи, Дипломом союза театральных деятелей Российской Федерации. Дипломы вручали ей известные композиторы: Давид Тухманов, Юрий Чичков, Юрий Саульский. В 2001 году за активную творческую деятельность и значительный вклад в развитие музыкального искусства Раисе Березко присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». 

На вечере Раиса Берёзко для своих земляков дала большой концерт. С огромным удовольствием жители слушали в исполнении певицы народные, эстрадные, патриотические песни и романсы. Порадовал своими песнями Сергей Сокол, а музыкальный подарок в дуэте с Раисой Березкой вызвал восторг зрителей.

В заключительной части мероприятия всех собравшихся объединил щедро накрытый стол, который приготовили хлебосольные студенчане.   За столом  исполнялись застольные песни, Раиса прочла стихи Фазу Алиевой, которыми выразила любовь к отчему дому, природе, благодарность людям почитателям её таланта.

   «Эти искры вашего тепла,

Добрых слов алмазные кристаллы 

    В сумку сердца долго я сбирала

    И теперь вам песней отдала»

Поздравляли Раису Берёзко с юбилейным днём рождения и 50-ти летием творческого пути Глава муниципального образования Студенецкого сельского поселения Панова Наталья Михайловна, Трофимова Нина Егоровна и Трофимов Владимир Васильевич (город Климовичи Республика Беларусь, Матвейко Наталья Вячеславовна (город Смоленск), Галина Александровна Романенкова (город Тверь), Петрухина Валентина Ивановна (деревня Соколянка), Федоткина Елена Павловна  и многие другие односельчане. Заведующая методическим отделом Шумячской централизованной библиотечной системы Аргунова Светлана Петровна вручила Раисе Берёзко  буклет,  посвящённый её жизни и  творчеству.

                                 Родословная певицы

   Родилась  Раиса Березко 14 января 1949 года на шумячской земле,  в  тихой  деревушке Марковка, расположенной на правом берегу речки Соженки, напротив Тёмного Вира, в  3-х километрах от села Студенец, и в двадцати от Шумяч.

   Семья была обыкновенная, не отличающаяся от многих других. Но если взглянуть на родственное окружение Раисы попристальнее из сегодняшнего дня то становится отчетливей видна незаурядность и  даровитость этих скромных людей.

 Прежде всего, интересным человеком был её дед (по линии отца) Селивёрст Демьянович Берёзко  – глава этого небольшого клана. Будучи крестьянином, работал в поле от зари до зари.  Красивый, статный, весёлый, лёгкий и острый на слово, любил главенствовать.  И религия, и практика его были незамысловаты и мудры: дружелюбие и неунывающее расположение духа. Хозяйство, дети и внуки держались на бабушке Устинье Власовне – великой домашней труженице, положившей жизнь не в ожидании «спасибо», а потому что так заведено.

Дед (по линии матери) Сергей Иванович Михайлов – председатель колхоза,  активный строитель Советской власти в Шумячском районе, убит бандой кулаков в 1933 году.   Товарищи Сергея Ивановича вспоминали,  что такого неутомимого, жадного на работу среди них не было. Он неделями находился в деревнях района, помогая укреплять колхозы и утверждать Советскую власть на местах. В памяти народной  остался неподкупным, бесстрашным. Один из снегирёвских колхозов до укрупнения носил имя Сергея Ивановича. Потом его имя увековечили пионеры Снегирёвской школы, присвоив его одному из отрядов. При въезде в посёлок Шумячи, недалеко от входа в Свято-Ильинский храм стоит  обелиск  Сергею Ивановичу Михайлову. К  нему не зарастает народная тропа, всегда лежат свежие цветы. Сюда идут люди разных поколений и воздают должное памяти Сергея Ивановича Михайлова, его борьбе за счастливое сегодня.                       

Прошли годы.  Давно выросли дочери Сергея Ивановича.  Все  они стали достойными людьми,  хорошими производственниками. Лидия Сергеевна Семёнова и Надежда Сергеевна Берёзко проживали и трудились   в совхозе «Студенецкий». У них большие и дружные  семьи.           

   Второе поколение Михайловых уже много взяло от времени, от тех возможностей, которые открывались в тридцатые годы. Мать Раисы – Надежда Сергеевна  и внешностью пошла в отца, и нравом ладить с самыми  разными людьми. Она работала в Шумячской заготконторе заготовителем. В зону её обслуживания входили населенные пункты совхоза «Студенецкий» и колхоза имени Ленина.                                           

Когда с руководителями районной заготовительной конторы заходил разговор о передовиках производства, в первую очередь называли Надежду  Сергеевну. И она заслуживала такой похвалы. Отлично справлялась с возложенными на неё обязанностями. В 1976 году заготовила 500 килограммов лекарственных трав, одна из первых выполнила годовой план по сбору мехового сырья, досрочно выполнила полугодовое задание по закупке кожсырья, макулатуры и лома цветных металлов. За плодотворную работу в системе потребительской кооперации Надежда Сергеевна награждена медалью «За трудовое отличие», двумя почётными Дипломами правления Центрального Союза и ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации, значками «Отличник соцсоревнования» и «Ударник девятой пятилетки».

Иван Селивёрстович – отец Раисы был человеком основательным. Соединение двух качеств: суровой требовательности и сердечной  доброты позволили ему работать бригадиром, кладовщиком, лесничим.  Вместе с Надеждой Сергеевной вырастили шестерых детей:  Раису, Алексея, Василия, Фёдора, Зинаиду, Ольгу.

     Старшие в семье, не задаваясь специальными педагогическими целями, воспитывали младших самым верным средством – великой силой собственного нравственного примера. А правило этого примера состояло в том, что жить и трудиться надо так, чтобы не совестно было людям в глаза глядеть, что стыднее всего – лживое слово.

Как раз в те послевоенные  годы, когда жизнь туго входила в свою колею,  и формировался крепкий характер у Раисы, перенявшей у своих родителей среди прочих принципов главный житейский устой  – прежде и наперво спросить с себя, а потом уж и с других. Правило вполне переносимое и в искусство. 

Есть крылатое выражение «все мы родом из детства». Уходя от него всё дальше, Раиса чаще и чаще задумчиво вспоминает о нём, пытливо выискивая события, и направили течение её судьбы.  

 По соседству с семьёй Раи жили дед Тимох и баба Наташа.  А к ним  на лето в гости из города Ленинграда приезжал сын Феоктист и внук школьник Феликс. Феликс занимался музыкой, играл на баяне, а Раису просили  спеть. И  она  пела…   Пела всё, что знала.  Песен тогда  вокруг звучало много, только запоминай. Песни звучали по радио, их пели, идя на работу и возвращаясь, пели на свадьбах и вечеринках, пели и в будни, и  в праздники, в радости и печали.

                                  Начало биографии

В первый класс Раиса пошла в старую школу – она располагалась при въезде в Студенец.  Во время учёбы  в школе участвовала во всех школьных вечерах, запевала песню «Ты Россия моя». Учительнице Марии Егоровне  Ивановой   пела песню «Колокольчик», ей  она  почему – то нравилась. Мария Егоровна тогда ещё  разглядела в Рае будущую исполнительницу русских народных песен. «Ты счастливая, говорила она, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».

   Когда закончила 8 классов, родилась сестра Ольга, нужно было помогать родителям. Летом того же года устроилась грибоваром при Студенецком заготовительном ларьке.

По  окончании сезона заготовки грибов Иван Порфирьевич Михайлов, тогдашний директор районной заготовительной конторы, устроил Раю на Шумячскую  пекарню.  Каждый день приходилось за двадцать пять километров с сумкой хлеба добираться до дому в Студенец.

Однажды весной в половодье снесло в Дубовице деревянный мост,  а нужно  попасть домой, но как? – переправлялась на лодке.

Вскоре Раису  приглашают в Шумячский районный Дом культуры на должность директора.  Это было 19 июля 1969 года.  Тогда  здание районного Дома культуры находилось в парке рядом с райкомом партии: одно крыло  занимал Дом культуры, в другом размещались отдел соцобеспечения и редакция газеты «За урожай». За год  работы в Доме культуры много чего  сделали. С интересными, содержательными программами выезжали на село. Песни, пляски, музыка, чтение стихов, показ сценок  – всё это организовывали культработники  для жителей деревень.

Каждый, кто бывал на концертах художественной      самодеятельности в Шумячском Доме культуры, уходил довольным: мастерство самодеятельных артистов, их репертуар от концерта к концерту развивался, приобретал глубокое содержание, отвечающее духу времени».

Это же  всё подтвердилось на районном конкурсе песни «Радуга – 70». Коллектив самодеятельности районного Дома культуры выступил лучше всех. Признание зрителей и жюри получили песни, исполненные Ниной Рогановой и Раисой Березко. Они завоевали право участвовать в областном конкурсе «Радуга – 70».

  И вот выступление в городе Смоленске позади. Улеглось волнение. А волноваться было от чего: в конкурсе принимали участие коллективы художественной самодеятельности 16 районов и городов Смоленщины. Чтобы победить, завоевать дипломы, нужно было собрать воедино всё своё мастерство, волю. Раисе Берёзко и Нине Рогановой это удалось. Аккомпанировал им Анатолий Мишин. Конкурс снимало  центральное телевидение. Впоследствии один из членов жюри, поэт и руководитель Смоленского отделения Всероссийского хорового общества Сергей Михайлович Машков отмечал: «Высокая исполнительская культура, показанная этими исполнителями, стройность и продуманность программы, со вкусом подобранные костюмы – всё это оставляет отрадное впечатление». 

Затем Раису  пригласили в город Калинин на межобластной конкурс «Радуга – 71». По итогам этого конкурса она была награждена Дипломом  первой степени.   Диплом вручал композитор  Давид Тухманов.  В это же время Раиса поступила в культпросветучилище города Смоленска. Учась  сразу на двух отделениях: вокальном и дирижёрском, совершенствовала своё вокальное мастерство, занимаясь у педагога  Ржевского. С  3-го курса её    задействовали в разных концертах. Собираясь на репетиции, концертмейстер  Василий Васильевич Плотников шутливо говорил: «Ну что,  ёлка, пошли».

Материальное положение  многодетной Раиной семьи долгое время оставалось сложным, прошло уже много времени, но она и сейчас помнит строчки из письма, написанного мамой ей в Смоленск в годы студенчества: «Гроши  дуже  ни трать, матка табе не кузнец».

После учёбы в Смоленске  снова работа в Шумячах, в районном Доме культуры – методистом.  Осенью 1971 года  Раиса встретилась с Александром Зиминым, тогдашним  студентом Ленинградской лесотехнической Академии, родом из деревни Бедня.   Вскоре Александр позвал замуж. Свадьбу сыграли в районном Доме культуры. От Отдела культуры  подарили шифоньер и тумбочку (эта мебель в хорошем состоянии до сих пор исправно служит  в родительском доме). 31 августа 1972 года  счастливый день в жизни Раисы и Александра – родился сын Олежка. Полтора  годика исполнилось ребёнку, когда Рая потеряла голос, а нужно было ехать в Германию, на Всемирный фестиваль рабочей молодёжи.  Отправляясь в поездку за границу, оставив Олежку у своих родителей, очень волновалась и  переживала.

На границе Германской Демократической Республики артистов из Союза ,в составе которых была и Раиса, встречали торжественно. Дальше, после короткого знакомства с Восточным Берлином, каждый день выступления в  новом  городе. Запомнилось хорошее питание, но почему – то очень мало хлеба давали к завтраку,  хотелось хлеба. Там, куда  прибывали во время фестиваля,  Раиса пела о российских просторах, лесах, озёрах.  Побывали на предприятиях, в школах, в воинских частях. Немцы извинялись за беду, за то, что принесли русскому народу войну.  Дети школьники с любопытством разглядывали русский сарафан, трогали косу и спрашивали, настоящая ли? Став лауреатом X Всемирного фестиваля молодёжи в Берлине, получила большую золотую медаль Международного фестиваля народного искусства в Германии.

Вернувшись с поездки, неожиданно для себя самой,  Раиса получает предложение стать директором Дворца культуры железнодорожников в городе Смоленске. И  принимает его.  Хотелось тихого счастья без гастрольной суеты, тем более что супруг не принадлежал к артистической среде,  рос  сын, а ещё заочная учёба в Смоленском институте искусств имени  Михаила Васильевича Исаковского…

 На концертах во время работы во Дворце железнодорожников звучала Раина фамилия «Берёзко», и многие смоляне стали считать ее сценическим псевдонимом. Причиной тому была появившаяся в те годы песня на слова Маргариты Агашиной «Растёт в  Волгограде берёзка», которая стала для неё знаковой.  Ноты принёс Валерий Иванович Михеенков – известный смоленский композитор, когда песня ещё не зазвучала на эстраде в исполнении Людмилы Зыкиной, и  вручил ее Рае со словами: «Словно написана для тебя».

Текст этой песни и музыка тронули Раину душу, и она  ее исполнила. Исполнение оказалась настолько удачным, что  тогдашний первый секретарь Смоленского обкома партии Иван Ефимович Клименко стал    просить выступать с ней  на всех официальных мероприятиях. По другому не могло и  быть – ведь песня посвящена подвигу тех солдат, кто отстоял победу и независимость нашей Родины в битвах с фашизмом. Память об этих героях – бессмертна.

В эпосах любовь проходит через размолвки, страдания, разлуки.  Семейная лодка Раиной семьи тоже села на мель. Решив бежать от неурядиц,  она отправилась к брату Алексею, он работал главным агрономом в совхозе – комбинате «Московский». Уезжая из Смоленска, зашла проститься к Вере Семёновне Троицкой – директору Дворца профсоюзов, она в свою очередь позвонила известной  московской певице Александре Прокошиной , которая предложила Раисе  петь в хоре имени  Митрофана Ефимовича Пятницкого. Любой провинциальный артист был бы в восторге, но она отказалась, как и отказалась возглавить Дворец культуры во Внуково, хотя  заявление о приёме на работу было уже подписано. Словно внутренний голос останавливал. Что это был за «зов судьбы», стало ясно, как только  она снова  вернулась в Смоленск. 

                                        Признание, успех…

 В это время, услышав по радио песни в Раином исполнении, руководитель Волгоградской филармонии, композитор Моисей Кацнельсон, связавшись по телефону,  пригласил её прилететь  в Волгоград.

Нужно было что – то  с этим делать, и после недолгих раздумий она сдалась и поехала в город на Волге, где  не было ни родных, ни знакомых. В филармонии собрали худсовет и устроили прослушивание  а капелла  (пение без музыки). Перед строгой комиссией исполнила песни: «Милая мама», «Растёт в Волгограде берёзка», словно играя с фортуной (мол, не возьмут – так и не надо). Но творческий кураж и раскрепощенность только больше пленили руководство филармонии, среди которых был и Альфред Лех, возглавлявший группу «Эстрада Волгограда».

11 сентября 1976 года Раису зачислили солисткой – вокалисткой  Волгоградской филармонии. Начались трудовые будни: квартальная норма – 51 концерт, давала 60 концертов.  Справляясь с планом за месяц, два жила в Студенце, где с мамой оставался сын.  В первый класс  Олежка пошёл в Студенецкую школу. Когда  дали квартиру,  окончательно обосновались в Волгограде. Обживаясь в новой квартире, Олежка писал бабушке письмо в Студенец: «Мы сегодня  купили раскладушку, матрас и подушку».

 «У артистки судьба, как у птицы, – редко – дома, а чаще в пути!». С гастролями объехала почти всю страну и дала 6 тысяч концертов:  Дальний Восток (9 часов перелёта до Хабаровска – 90 концертов за 4 месяца); концерты в Средней Азии в 1980 году для солдат – это было время, когда вводили в Афганистан советские войска; Биробиджан (Еврейская Национальная Республика) – гастролировали на границе с Китаем на берегу Амура, Сахалин, Украина и многие другие города России.

   За годы творчества была ведущей солисткой и директором ансамбля песни и пляски «Волжане», художественным руководителем ансамбля «Играй, мой баян», заместителем директора оперной антрепризы (впервые вывезла её солистов)  с концертами в города Брянск и Смоленск – на родину основоположника русской классической музыки Михаила Глинки.

   Немало творческих удач было в её богатой событиями жизни. В 2001 году за активную творческую деятельность и значительный вклад в развитие музыкального искусства Раисе Ивановне присвоили звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

   Раиса Ивановна   очень любит  Смоленщину, родные места. Говорит об этом с нежностью: «Меня всегда весной на родину, в Студенец, в родительский дом тянет. Обязательно нахожу время и приезжаю повидать своих родных, земляков, сходить в лес за ягодами, грибами.  С 1976 года ни разу не было такого, чтобы я не приехала.  Свой «Мерседес» я проездила на дорогу домой».  И сегодня в свой юбилейный год  она снова на своей малой Родине.

          История возникновения песни «Растёт в Волгограде берёзка»

 Песня, написанная на стихи поэтессы Маргариты Агашиной, такова.  Родилась песня в Волгограде в послевоенное время. Толчком к её написанию послужило одно событие. К 20 – летию Победы все жители города – героя в память о погибших в Великой Отечественной войне родных и близких у Мамаева кургана посадили берёзки. Буквально за несколько дней на месте былых сражений вырос парк.

   Почтить таким образом память о погибших бойцах предложила инженер тракторного завода – женщина, которая во время войны переправляла раненых через Волгу, выносила с поля боя солдат, помогала детям.

      Поэтесса  Маргарита Агашина, будучи в парке, была поражена  количеством людей, которые приходили с саженцами. На посаженных деревьях висели таблички с именами людей, в память о котором будет расти берёза. Особенно поэтессе запомнилась надпись «Памяти моих пяти братьев».

Под впечатлением она написала стихи, а после показала их композитору Григорию Пономаренко, который в то время  руководил хором на  тракторном заводе. Григорий Пономаренко написал музыку.

                                                                                        Г.Н. Константинова,

                                           библиотекарь Студенецкой сельской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *