В неволе…

Екатерина Андреевна Сухова родилась 8 мая 1925 года. В их семье было четверо детей: 2 мальчика и 2 девочки. Жили скромно, родители работали в колхозе. Жизнь шла своим чередом. И…. вдруг……. ВОЙНА.

Вот что она рассказала:

«В деревню Снегиревка немцы пришли в сентябре 1941 года. Немцы были злые, но некоторые не очень. Через несколько дней они взорвали мост на Заречье, но саму деревню не тронули. Выбрали старосту. Злой был, гадкий, наш, снегиревский, все выслуживался перед немцами.

В июне 1942 года немцы стали собирать молодых девушек для угона в Германию. Староста пришел к нам и сказал папе: «Собирай девку в Германию, она у тебя лишняя». Деваться было некуда. Мама собрала кое – какие пожитки, одела меня, а так как до Шумяч не на чем было ехать, брат Иван запряг коня и привез меня в Шумячи к большой швейной мастерской (сейчас Автостанция). Я была не одна из деревни, встретила я еще несколько своих подружек: Артамонову Маньку, Надьку Григорьеву, Надьку Артамонову и Ныркову Феклу. Всех, кого привезли, собрали в строй и погнали. До Смоленска шли пешком. Если кто-то пытался убежать в лес, расстреливали. В Смоленске погрузили в товарняк и повезли до Берлина. Есть не давали. Останавливались очень редко, питались тем, что у кого осталось. Привезли в Берлин. Поселили в казармы и закрыли на замок. Не помню, сколько мы так просидели, но, когда приехали помещики, нас выгнали и поставили в ряд, распределили по хозяевам. Меня и еще четырех девочек хозяин привез к себе и поселил в небольшой сарай, где жили гуси. Но, правда, было чисто, убрано, там стояли две кровати, два стула. Спали парами. Работали с 7 утра до 7 вечера. Кормили похлебками с маленьким кусочком хлеба, а на ночь закрывали на замок, чтобы не сбежали. Даже заставляли копать окопы глубиной 1,20, носить рельсы (строили железную дорогу). Нелегко было нам, плакали по ночам, руки и ноги немели, но деваться нам было некуда. Длилось это 3 года. В 1945 году пришли русские и освободили. Домой добирались по – всякому. До Смоленска ехали зайцами на эшелонах, а от Смоленска шли пешком, попутно подъезжали на лошадях. До дома добралась, родные

обрадовались, что я живая, хоть и тощая. Правда, долго мне вслед кричали гадости, но я же не виновата, я же не сама туда напросилась».

В настоящее время Екатерина Андреевна живет у нас в поселке с дочерью. Восьмого мая ей исполнилось 95 лет.

Со слов Суховой Е.А. записано Павловой Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *